Проблема возвращения российских культурных ценностей, утраченных во время второй мировой войны, по-прежнему актуальна.
Оккупанты уничтожали, расхищали и вывозили культурные ценности из государственных музеев, библиотек, архивов и церковных учреждений.
После войны российские музейные предметы, рукописи, книги и архивы были обнаружены в особых хранилищах на территории союзнических зон оккупации Германии и Австрии: в замках Хохштадт (земля Гессен), Кольмберг и Нойшванштайн (Бавария), Когль, монастыре Буксхайм.
Специалисты, исследующие проблему вывезенных культурных ценностей из Советского Союза, признают, что эти хранилища в первое послевоенное время часто подвергались грабежу. Воинские части, их охранявшие, неоднократно менялись и не несли ответственности за охрану культурных ценностей.
Обнаруженные в Германии культурные ценности советского происхождения направлялись в Берлин в Восточный порт на склад Дерутра (Дерутра – название русско-германского торгового акционерного общества, основанного в 1922 г.). Оттуда железнодорожным путем - в Центральное хранилище в г. Пушкино (сегодня - Царское Село), в хранилища Новгорода, Минска и Киева. Там музейные специалисты старались установить принадлежность экспонатов и возвратить в учреждения культуры, откуда они были вывезены.
Возвращение предметов культурного достояния на родину широко не освещалось.
Впервые вопрос о российских культурных потерях был поставлен в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда в российских СМИ появилась информация о так называемых трофейных ценностях, вывезенных Советским Союзом из Германии после войны.
По мнению ряда специалистов, изучавших историю вывоза культурных ценностей из Советского Союза, сегодня в государственных учреждениях культуры могут быть найдены лишь единичные предметы из России. Утраченные культурные ценности чаще обнаруживают в частных коллекциях.
За последние десятилетия в Россию возвращен ряд произведений, перемещенных в Германию во время Великой Отечественной войны и обнаруженных в государственном и частном владении. Их вернули в фонды российских музеев по месту происхождения.
Среди них: акварель неизвестного художника XVII века "Вид Монрепо" (выявлена в Национальном музее г. Вроцлав, Польша), возвращена в Павловский дворец-музей;
Картина О. Кипренского "Портрет художника Басина", выявлена в собрании американского коллекционера Р. Лаудера. Безвозмездно возвращена в Государственный Русский музей;
Из Германии живописное полотно Ричи "Свадебная церемония царя" передал в музей-заповедник «Царское Село» профессор В. Айхведе. До войны эта картина находилась в Екатерининском дворце музея-заповедника.
Икона "Образ Богородицы Псково-Покровской" (Видение старца Дорофея). Из частного владения в Германии возвращена в Россию. Находится в распоряжении Патриархии;
Фрагмент Янтарной комнаты (одна из четырех мозаик) и комод из Янтарной комнаты. Обнаружены в Германии в частном владении в г. Бремене. Возвращены в Екатерининский дворец;
Колокол из церкви Старая Руса, находился в г. Любеке (Германия). Возвращен в Старую Русу.
Надо признать, что возвращено немногое из утраченного, но надо учесть и то обстоятельство, что выявление именно таких ценностей является весьма сложной и во многом деликатной задачей.Издание Сводного каталога, в котором собраны все имеющиеся сегодня данные об отечественных культурных ценностях, утраченных в годы войны, призвано помочь в их розыске и возвращении в Россию.
Подготовка и публикация «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны» позволяет вести диалог с иностранными государствами о возвращении утраченных произведений.
За последние годы из Германии, Польши, Эстонии и США в Россию вернулись лишь немногие культурные ценности:
Картина А.А. Борисова «Горы Вильчики при вечернем освещении в половине сентября» (1896 г.)
Принадлежала Государственной Третьяковской галерее. Пропала из Торгпредства СССР в Берлине в годы Второй мировой войны. В октябре 2006 г. обнаружена на внутреннем антикварном рынке. Возвращена в музей в декабре 2006 г.
Книга П. Лобысевича «Гимн Великому Императору Александру Павловичу Первому (1813 г.)» и письмо императрицы Марии Федоровны на французском языке (1797 г.).
Принадлежали Павловскому дворцу-музею. Пропали во время Второй мировой войны. Частное лицо из Германии вернуло раритеты в Россию. Возвращены в Павловский дворец-музей в апреле 2006 г.
Шкаф-бюро работы Г.Гамбса (нач. XIX в.)
Принадлежал Гатчинскому дворцу-музею. Возвращен в Россию в феврале 2006 г. Передан музею в апреле 2006 г.
Картина неизвестного художника (круг Венецианова) «Дети, отпускающие птичку на волю» (середина XIX в.)
Принадлежала Государственному Русскому музею. Пропала во время Второй мировой войны с передвижной выставки из Алупкинского дворца-музея в Крыму. Обнаружена в октябре 2005 г. на внутреннем антикварном рынке. Возвращена в Государственный Русский музей в ноябре 2005 г.
Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи»
Во время Второй мировой войны икона была вывезена с территории бывшего СССР австрийским офицером. После его смерти его дочь Ева Бём передала икону в Посольство Российской Федерации в Вене с просьбой вернуть ее в один из православных храмов на территории России.
22 октября 2005 года начальник управления Росохранкультуры В.В. Петраков передал икону в церковь Рождества Христова в селе Беседы Видновского района Московской области.
Картина Ф. Монти «Кавалерийская схватка» (XYIII в)
Находилась в Гатчинском дворце-музее. Пропала во время Второй мировой войны. Обнаружена в национальной картинной галерее в Берлине. Возвращена в Гатчинский дворец-музей в апреле 2005 г.
Крест с главного купола храма Святой Софии в Новгороде Великом (1897 г.)
Позолоченный крест, размеры которого составляют 2 х 1,5 метра, в 1942 году был вывезен из Новгорода солдатами испанской «Голубой дивизии». Более полувека он хранился в Военно-инженерной академии под Мадридом.
16 ноября 2004 г. в Москве в Храме Христа Спасителя состоялась торжественная церемония передачи креста с главного купола новгородского храма Святой Софии.
Православную реликвию доставил в Москву Министр обороны Испании Хосе Боно.
18 ноября 2004 г. крест был отправлен в Новгород и установлен в одном из приделов Софийского собора.
В 2005 г. в Новгороде была изготовлена копия купольного креста, которая была передана испанской стороне.
Предмет мебели красного дерева (ящик для дров) из кабинета Александра III
Санкт-Петербург,мастерская А.Тура. Середина XIX в. Находился в Гатчинском дворце-музее.Обнаружен в Эстонии. Возвращен в музей в
августе 2004 г.
Картина С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях Неаполя» (1829 г.?)
Принадлежала Государственному Русскому музею. Пропала во время Второй мировой войны с передвижной выставки в Алупкинском дворце-музее в Крыму. Обнаружена в 1978 г. на Украине и передана в санаторий в Ливадийском дворце, откуда в 1990-х гг. была похищена. В марте 2004 г. опознана среди картин, сданных частным лицом на экспертизу в Государственный Русский музей. Оставлена в музее.
Картина Ф. Богневского «Портрет великой княгини Александры Павловны» (1797 г.)
Считается копией аналогичного портрета кисти Владимира Боровиковского, находящегося в Государственном музее-заповеднике «Павловск».
Принадлежал Государственному Русскому музею. Пропал в 1941 году с передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи» из Алупкинского дворца-музея.
В мае 2003 года был выставлен на аукционе «Сотбис». По просьбе Минкультуры России был снят с торгов. При содействии британского мецената и финансиста лорда Джекоба Ротшильда был выкуплен у владельца и передан в Государственный Русский музей.
Три акварельных рисунка: М.А. Зичи «Николай II и Александра Федоровна», М.А. Зичи «Николай II и автор у дерева, на котором Александр III вырезал букву «А», Г. Кумминг «Голубой будуар в доме графа Бревери де ла Гарди»
Находились во дворце-музее в Царском Селе. Вывезены в годы Второй мировой войны немецким офицером в Баварию и переданы герцогу Лейхтенбергскому как представителю дома Романовых. 19 мая 2003 г. его дочь К.К. Грабе передала эти акварели генеральному консулу России в Нью-Йорке для передачи в дар музею-заповеднику «Царское Село». Возвращены в музей 26 августа 2003 г.
Смоленский архив(541 дело) – документы Смоленского обкома ВКП(б)
Захвачены немецкими частями при оккупации Смоленска в июле 1941 г. Вывезены в Вильнюс,в июне 1944 г. перемещены в Плесский замок в Силезии, в 1945 г. вывезены во Франкфурт, в 1947 г. отправлены в США. 13 декабря 2002 г. посол США в России А. Вершбоу передал документы министру культуры России М. Е. Швыдкому. Возвращены в архив.
Четыре картины неизвестных художников: «Конный портрет английского короля Георга I» (1720-е гг.), «Погрудное изображение Великой княгини Марии Павловны» (1900-е гг.), «Погрудный портрет Петра III» (тип Рокотова, 1762 г.) и «Погрудный портрет Екатерины II» (копия мастеров Эрмитажа с портрета работы Шибанова, 1787 г.)
Пропали во время Второй мировой войны из Гатчинского дворца-музея. Обнаружены в Берлинском историческом музее. 17 мая 2002 г. в Берлине переданы министру культуры России М.Е. Швыдкому, который доставил их в Москву. Возвращены в музей.
Две картины неизвестных художников: «Лагерь лейб-гвардии Преображенского полка под Красным Селом». (1830-гг.) и «портрет Александра I в полный рост» (копия с работы Дж. Доу, 1820-е гг.)
Пропали во время Второй мировой войны из музеев Царского Села. Обнаружены в Берлинском историческом музее. 17 мая 2002 г. в Берлине переданы министру культуры России М. Е. Швыдкому, который доставил их в Москву. Возвращены в музей.
Картина К.В. Лемоха «Крестьянская девочка»
Пропала во время Второй мировой войны из Гатчинского дворца-музея. Обнаружена в частном собрании. Возвращена в Гатчинский дворец-музей 28 февраля 2002 г.
В 1944 г. вывезена оккупантами из Псковского музея в Ригу, оттуда в Германию. Обнаружена в частной коллекции в Берхтесгадене (Бавария, ФРГ). 30 августа 2000 г. посол фон Штудниц официально передал икону российской стороне. 7 сентября 2001 г. икона помещена в Свято-Троицкий собор Пскова.
Колокол из церкви Святой Мины в Старой Руссе (Любек, 1672 г.)
18 февраля 2001 года немецкая делегация во главе с Генеральным консулом Федеративной Республики Германия в Санкт-Петербурге господином Шёнингом передала Старорусскому филиалу Новгородского музея-заповедника колокол мастера Альберта Беннинга.
Во время оккупации Старой Руссы немецкими войсками командир саперного батальона обнаружил на колокольне церкви святого Мины колокол с надписью «ALBERT BENNINGK ME FECIT LUBECA ANNO 1672». Колокол демонтировали и отправили «в качестве подарка восточного фронта» Ганзейскому городу Любеку, исторический центр которого за несколько месяцев до этого был разрушен английской авиацией. Немецкая фронтовая газета «От Мааса до Мемеля» от 03.12.1942 г. писала: «Старинный колокол с озера Ильмень не залечит всех ран, нанесенных бомбами и снарядами. Но он станет символом для немецкого солдата, который является не ландскнехтом или свирепым поработителем, а защитником древней культуры».
Так древний колокол из русского разрушенного войной города попал в немецкий, где был зачислен в разряд предметов искусства, которые не подлежали сдачи государству на переплавку и должны были найти соответствующее применение при дальнейшем восстановлении Любека. Первоначально колокол находился в госпитале Святого духа, а в течение последних нескольких десятилетий — на нижних хорах музейной церкви святой Катерины.
Старорусский краевед Н.Л. Богданова обнаружила немецкую газету со статьей об отправке колокола в личном архиве ветерана Н.М. Поликашева. Последний нашел её во вражеском блиндаже и сохранил с военного времени. Архивные изыскания в Германии подтвердили историю доставки колокола и дали возможность его идентифицировать. В результате ознакомления с собранными материалами и переписки администраций Великого Новгорода, Новгородской области, Старой Руссы и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника с администрацией г. Любека бургомистр М. Бутейллье немецкого города приняла решение о возвращении колокола мастера Беннинга «его владельцам или их правопреемникам», что и произошло 18 февраля 2001 года.
Альберт Беннинг (1637–1695) известный литейщик колоколов и пушек г. Любека, снабжал предметами своего искусства весь балтийский регион. Работы Беннинга обнаруживают богатство надписей, но при этом обладают великолепным, полным и благородным звучанием.
Рисунок И.М. Прянишникова «Музыканты» (1880 г.)
В 1941 г. находился на временной выставке в Алупкинском дворце-музее, откуда пропал в годы Второй мировой войны. Обнаружен на внутреннем антикварном рынке. Возвращен Государственной Третьяковской галерее 4 августа 2000 г.
Акварель М.А. Зичи «Бракосочетание Николая II с Александрой Федоровной» (1895 г.)
Пропала во время Второй мировой войны из Екатерининского дворца-музея. Обнаружена в частном немецком собрании. Возвращена в музей 4 августа 2000 г.
Комод русской работы (1660 – 1770-е гг.)
Пропал во время Второй мировой войны из Янтарной комнаты Екатерининского дворца-музея. Обнаружен в частном владении в Бремене (ФРГ). Возвращен в музей 29 апреля 2000 г.
Флорентийская мозаика 1750-х гг. по эскизу Д. Дзокки «Обоняние и осязание»
Пропала во время Второй мировой войны из Янтарной комнаты Екатерининского дворца-музея. Обнаружена в частном владении в Бремене (ФРГ). Возвращена в музей 29 апреля 2000 г.
Картина О.А. Кипренского «Портрет Петра Басина» (1829 г.)
Принадлежала Государственному Русскому музею. Пропала во время Второй мировой войны с передвижной выставки из Алупкинского дворца-музея. Обнаружена в частном собрании Р. Лаудера (США). В марте 1998 г. Р. Лаудер вернул портрет Государственному Русскому музею.
Акварель «Вид Монрепо близ Людвигсбурга» (XYIII в.)
Пропала во время Второй мировой войны из Гатчинского дворца-музея. Обнаружена в Национальном музее города Вроцлава в Польше Возвращена в музей 29 октября 1997 г.
Е.И. Ковригин «Ахиллес у тела Патрокла» (1840-1845 гг.),
И.Г. Дрозов «Ледокол Ермак проводит сквозь льды Финского залива караван судов». Левая часть триптиха «Ленинградский порт» (1935 г.)
М.А. Зичи «Николай II и Александра Федоровна»;
М.А. Зичи «Николай II и автор у дерева, на котором Александр III вырезал букву «А»;
Г. Кумминг «Голубой будуар в доме графа Бревери де ла Гарди»
«Конный портрет английского короля Георга I (1720-е гг.);
«Погрудное изображение Великой княгини Марии Павловны» (1900-е гг.);
«Погрудный портрет Петра III» (тип Рокотова, 1762 г.);
«Погрудный портрет Екатерины II» (копия мастеров Эрмитажа с портрета работы Шибанова, 1787 г.)
«Лагерь лейб-гвардии Преображенского полка под Красным Селом». (1830-гг.)
Фрагмент «портрета Александра I в полный рост» (копия с работы Дж. Доу, 1820-е гг.)