2005

Находящийся в зарубежной командировке С. Андросов посетил в Вене Художественно-исторический музей. Не ради праздного, а скорее из специального интереса. Он был научным сотрудником отдела западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа, а в венском музее проходила выставка работ итальянского скульптора Джамболоньи (1524-1608). Для искусствоведа это был неожиданный праздник, подарок судьбы. Работы великого флорентийца, размещенные в нескольких залах роскошного музея, Андросов осмотрел с восторгом профессионального ценителя высокого искусства. Но его особое внимание привлекла известная всему миру скульптура «Летящий Меркурий», почему-то размещенная не в зале, а в фойе, отдельно от всех других шедевров мастера и даже не включенная в каталог выставки.

Несколько озадаченный этими обстоятельствами, Андросов был окончательно шокирован, когда на задней стороне основания скульптуры разглядел выгравированную надпись: «При Императорской Академии Художеств воском изобразовал профессор Федор Гордеев, отлил мастер Гастеклу, доделал и чеканил Василий Можалов в 1783 году». На русском языке!

Андросов бросился с вопросами к организаторам выставки, но те «изобразовали» искреннее недоумение по поводу взволнованности русского посетителя и объяснили, что скульптура принадлежит частному владельцу из Граца, доставлена в Вену с некоторым опозданием, когда экспозиция уже была сформирована, и потому не занесена в каталог и размещена в фойе. Какие еще могут возникать вопросы у российского посетителя? Андросов уловил нежелание хозяев развивать тему и вежливо откланялся. На дворе стоял 1979 год. Времена не располагали к выяснению каких-либо вопросов при общении с иностранцами, особенно не имея на то специальных полномочий.

Вернувшись домой, Андросов сообщил о посещении выставки руководству Государственного Эрмитажа и высказал предположение, что «Летящий Меркурий» является утраченным в ходе немецко-фашистской оккупации экспонатом Павловского музея-заповедника.

До войны в Павловске находилась одна из лучших (после Эрмитажа) коллекция античной скульптуры, приобретенная Екатериной II. Скульптуры зала осенью 1941 года были замурованы в подвалах дворца, их удалось спасти. С парковыми скульптурами дело обстояло иначе. Помещенные в тайники на территории парка, многие из них пропали в период оккупации.

Павловский музей, в свою очередь, поспешил обратиться к австрийским коллегам, попросив их прояснить ситуацию. Однако ответа не последовало.

На повторный запрос павловских музейщиков ответ пришел из Посольства Австрии в Москве. В нем сообщалось, что по информации руководства Штирийского краеведческого музея «Йоханеум», скульптура «Летящий Меркурий» находится на лестничной площадке замка Эггенберг (г. Грац) и является частью крупной коллекции, приобретенной в 1820-е годы в Риме графом Херберштейном. Родство скульптуры из Павловска с австрийским шедевром объяснялось тем, что по изготовленной в 1783 году в Риме модели было отлито несколько экземпляров «Летящего Меркурия». Один из них попал в Павловск, другой приобрел граф Херберштейн и привез в Грац. В письме отмечалось, что в каталоге отдела реставраций замка Эггенберг имеется указание на закупку скульптуры в начале Х1Х века. В подтверждение этому была сделана ссылка на результаты проведенного опроса персонала, который работал в имении графа. Все свидетельствовали, что скульптура стояла в саду замка задолго до начала Второй мировой войны.

www.ntv.ru

Руководители Штирийского краеведческого музея объяснили также и происхождение надписи кириллицей на основании «Меркурия»: восковую модель, отливку и чеканку вывезли в 1783 году в Рим три упомянутых в надписи представителя русской Академии художеств. В Риме скульптуру дублировали по оригиналу. Таким образом, по мнению австрийских коллег, предположение о том, что «Меркурий», находящийся в Граце, мог быть вывезен из Павловска во время Второй мировой войны, не имеет никаких оснований.

Такой ответ не мог удовлетворить павловских музейщиков. Кому как не им было знать, что бронзово-литейная мастерская Петербургской Императорской Академии художеств применяла одноразовые восковые модели, что надписи в ХVIII веке вырезались на окончательно отделанной бронзовой отливке, а не на гипсовой модели и не могли повторяться путем последующих отливок (такое могло происходить намного позднее). Наличие на базе «Меркурия» трех надписей: скульптора Гордеева и двух мастеров литейного и чеканного дела Гастеклу и Можалова - явление уникальное, практикуемое только в России. Кроме того, текст этой надписи был зафиксирован в инвентаре Павловского дворца-музея. 

Около 20 лет руководство Государственного музея-заповедника «Павловск» не решалось поднимать вопрос о «Летящем Меркурии». За этот период был подготовлен и издан в серии «Сводного каталога» внушительный каталог утраченных дворцом-музеем в ходе Второй мировой войны культурных ценностей. В него было помещено инвентарное описание и изображение «Летящего Меркурия» с указанием, что он находится в Австрии. В процессе подготовки материалов к изданию музей предоставил Минкультуры России свою безуспешную переписку с австрийскими коллегами. Мнение возникло твердое и однозначное: за возвращение «Меркурия» надо бороться.

Документы Российского государственного исторического архива детально освещали обстоятельства создания «Летящего Меркурия» в бронзово-литейной мастерской Императорской Академии Художеств. И свидетельствуют: «Меркурий» изготовлен в 1783 году по восковой модели и отлит в 1797 году в единственном экземпляре в бронзе. И место изготовления – С.-Петербург, а не Рим.

Была известна и причина появления тройной надписи на российской отливке. Мастер Гастеклу, получивший восковую модель 23 мая 1782 года, не успевал закончить отделку отлитой им бронзовой скульптуры к сроку. Работу передали мастеру Можалову,  который и завершил ее к декабрю 1783 года. Сделанная надпись точно и справедливо зафиксировала вклад каждого из основных участников создания «Меркурия».

Документы Павловского архива показывали, что «Меркурий» фигурировал в описи парковой скульптуры 1801 года. С 1825 по 1941 гг. скульптура находилась в центре зеленого газона перед «галереей Гонзаго», что удостоверяли довоенные фотографии. В инвентаре парковой скульптуры 1920 года (выверен в 1938 г.) «Меркурий», значившийся под № 34, был подробно описан.

На возобновившиеся предложения российской стороны о совместном изучении происхождения «Меркурия» из Граца, австрийские коллеги стали давать различные варианты ответов. В последнем, в частности, сообщалось, что скульптура была доставлена в 1956 году на склад государственного фонда Австрии из разгромленного авиацией частного имения. Владелец имения – бывший генерал русской царской армии. Очевидно, он и являлся владельцем скульптуры.

Пришлось воспользоваться трибуной переговорного процесса в Минкультуры России, куда прибыла делегация австрийских специалистов в области утраченных в период Второй мировой войны культурных ценностей. В ходе обсуждения проблемы от австрийцев прозвучало важное признание: документальных свидетельств о приобретении «Меркурия» пока не обнаружено, их специалисты усиленно занимаются этим вопросом, требуется время.

6 апреля 2002 года Посольство Австрии в Москве уведомило Минкультуры России о том, что Штирийский краеведческий музей «Йоханеум» готов принять российских специалистов для проведения экспертизы.

В мае 2002 года такая экспертиза была проведена. Первым делом российские специалисты произвели фотофиксацию скульптуры, сняли выкопировку надписи на цоколе, а данные сопоставили с историческими документами из Павловска. На правой ноге «Меркурия» удалось выявить следы реставрации, зафиксированной в инвентарных книгах Павловского дворца-музея за 1920 и 1938 годы. По результатам экспертизы австрийским коллегам были переданы документы, убедительно подтверждающие происхождение скульптуры из Павловска.

Свидетельств в пользу австрийского происхождения статуи предъявлено не было. Имелись лишь результаты обследования «Летящего Меркурия» в 2001 году профессором Национальной Вашингтонской галереи Д. Пинкусом (отпечатки рентгеновских снимков) и копии записок из архива историка города Граца доктора Э. Андорфера. В этих записках предполагалось, что «статуя происходит из собственности русского советника Алоиза Эдлера фон Пихлера, который купил в городе Граце на Грабенштрассе, 76 виллу с парком в 1820 году. Он также владел большим собранием предметов искусства и древностей. В 1945 году в результате бомбардировки его дом был разрушен, и в 1954 году окончательно снесен».

26 ноября 2002 года австрийские специалисты информировали ГМЗ «Павловск» о том, что скульптура «Летящий Меркурий» идентична той, что была похищена из Павловска. Результаты их заключения  и рекомендации по возвращению скульптуры в Россию переданы в правительство Австрии. Почти три года правительство решало этот вопрос.

Наконец, 5 мая 2005 года, накануне 60-летия Победы, посол Австрии в Москве Мартин Вукович возвратил «Летящего Меркурия» России. Церемония передачи прошла в Государственном музее А.С. Пушкина.

7 октября 2005 года скульптура вернулась на свое законное место в Государственном музее-заповеднике «Павловск».

Автор: Никандров Н.И.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна



© 2006—2017 Разработка и поддержка: ГИВЦ Минкультуры России