2011

7 июня 2011 года Росохранкультура в рамках пресс-конференции, посвященной возвращению в Россию предметов культурного наследия, передала в собрание Гатчинского дворца-музея уникальную резную икону «Введение Богородицы во Храм».

Икона «Введение Богородицы во Храм» была заказана монахами русского скита на Афоне греческому мастеру Косьме Святогорцу (Агриоту), в 1889 году. Икона вырезана из кипариса. Поражает тончайшая ювелирная проработка деталей, глубина резьбы и ее объем. Внутренний интерьер Храма вырезан со всеми мельчайшими деталями. В центре - главный сюжет. Фигура Марии, одетой в мафорий, значительно меньше других фигур. За ней стоят ее родители и процессия дев, несущих свечи. В Храме Деву Марию встречает священник Захария. Вверху и внизу основной композиции погрудные изображения пророков, держащих развернутые свитки. Слева и справа помещены стоящие фигуры пророков Аввакума, Иакова, Даниила и Моисея. По периметру иконы в десяти клеймах расположены ветхозаветные сюжеты. Каждый из них подписан греческими маюскулами. В верхних клеймах - переход через Черное море и история пророка Ионы. В нижних клеймах - слава Соломона и слава Иосифа. В клеймах справа - жертвоприношение Авраама, пророк Даниил во рве со львом и грех Давида. Клейма слева отображают вознесение пророка Илии, лестницу Иакова и благоразумие Иосифа. На нижней кромке иконы дата «1889» и подпись мастера. Икона оправлена в деревянный киот с инкрустированной рамой и стеклом.

В 1893 году эту икону монахи подарили Императору Александру III на десятилетие его коронации. Об этом говорит надпись на тыльной стороне: «Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Александровичу III от Русского Скита Св. Пророка Илии на Афоне 1893 года». Этот дар Александр III поместил в Дворцовой церкви Гатчинского дворца, который был в те годы главной резиденцией Императора. В Гатчине императорская семья проводила большую часть года, и икона давала ощущение постоянной духовной связи с Афоном, местом земного удела Богородицы, покровительницы русской земли.

Русский скит на Афоне активно поддерживался членами императорской фамилии. В 1757 году выдающийся славянский просветитель Паисий Вельчковский (1722-1794) основал скит. В ранней молодости инок Платон принял постриг и был наречен Паисий, когда вокруг него собралось целое братство, он испросил у греческого монастыря Пантократора необитаемую келлию, посвященную во имя Пророка Илии. Вскоре на месте келии Паисий основал скит и провел там пять лет, заложив прочный фундамент для его дальнейшего процветания. Своего расцвета скит достиг при старце Паисии II. К 1850 году он построил скит, воздвиг еще один корпус, в котором устроил две церкви. Благодетели из России помогали ему отстроить величественный собор. В 1881 году завершилось строительство Соборного храма скита, посвященного Пророку Илии. С визитами на Афоне побывали дядя Александра III, Великий князь Константин Николаевич, и брат, Великий князь Алексей Александрович.

В Гатчинской Дворцовой церкви упомянутая икона находилась вплоть до Великой Отечественной войны. Во время музеефикации дворца после Октябрьской революции она вошла в состав музейных коллекций. При первой инвентаризации начала 1920-х годов получила номер «g.29715», написанный голубой краской. После генеральной инвентаризации 1938 года ее номер стал г.43943 (красной краской). Все предметы, находившиеся в Дворцовой церкви, были занесены в инвентарную книгу, правда, с очень краткими описаниями. Об этой иконе существует следующая запись: г.43943 (g.29715) Икона «Введение во Храм». В центре вокруг 10 клейм на библейские сюжеты; резной работы по дереву; афонская работа конца XIX в; на обороте надпись о поднесении ее в 1893 г; в киоте под стеклом. 9х42,5х51,9.

Когда началась Великая Отечественная война, сотрудники дворца-музея приложили все усилия для эвакуации дворцовых коллекций, но так как уже в сентябре 1941 года город был занят немецкими войсками, эвакуировать удалось далеко не все. Икона осталась на оккупированной территории. Художественные произведения из Пригородных дворцов Ленинграда вывозились оккупантами как целенаправленно, так и в качестве трофеев. С тех пор следы уникальной иконы потерялись, и многие годы она считалась безвозвратно утраченной.

В 2007 году гражданином Германии на аукционе Кристис была выставлена деревянная резная икона «Введение Богородицы во Храм» с ветхозаветными клеймами. Тыльная сторона иконы была заклеена клеенкой, на голубой номер 29715 на боковой планке киота не обратили внимания (тем более, что буква g утрачена со сколом дерева). К тому времени еще не были опубликованы все тома Сводного каталога культурных ценностей похищенных и утраченных в период Второй мировой войны, посвященные потерям ГМЗ «Гатчина», и это не позволило вовремя идентифицировать икону и снять ее с торгов.

К счастью, ее приобрел известный московский коллекционер Владимир Логвиненко. Изучая икону, он снял клеенку и обнаружил на тыльной стороне надпись и инвентарные номера Гатчинской Дворцовой церкви и номер г.43943. Сотрудники Гатчинского дворца подтвердили догадку нового владельца. Но сразу же расстаться с приобретенным шедевром коллекционер был не готов.

В статье «Чудесное обретение», напечатанной в журнале «Антиквариат» в октябре 2007 года, Анатолий Вилков написал: «Как бы то ни было, но торги состоялись и нынешний владелец является законным собственником приобретенной иконы. Главное, что икона чудесным образом вновь оказалась в России. Пути Господни неисповедимы… Дальнейшее бытование иконы определит время».

И время определило: Владимир Логвиненко принял решение передать икону государству. 1 июня 2011 года состоялась передача ее Росохранкультуре, а 7 июня икона была передана в музей-заповедник «Гатчина». Утраченный шедевр вновь вернулся в родные стены.

   

Елена Ефимова, главный хранитель ГМЗ «Гатчина»



© 2006—2017 Разработка и поддержка: ГИВЦ Минкультуры России