2004
(К истории вывоза и возвращения иконы Богоматери Тихвинской) «Икона Тихвинской Богоматери относится к ценнейшим изображениям Богоматери во всем мире. Для русского народа она на протяжении столетий являлась чудотворной святыней и хранительницей севера Руси. Согласно легенде, икона уже в V в. была привезена императрицей Евдокией из Иерусалима в Константинополь. Были периоды, когда икону считали утерянной, но в конце ХIV в. сообщения о ней поступили из Тихвина. Здесь она несколько раз меняла места своего нахождения. Трижды пожаром уничтожалась часовня, в которой находилась икона, но сама она не пострадала. Когда по приказу великого князя Василия Ивановича (1505-1553) специально для иконы Богоматери Тихвинской сооружалась каменная церковь, строение обрушилось на головы 20 рабочих. Никто из них, однако, не погиб. Это чудесное спасение объяснялось чудотворным воздействием иконы. В 20-е годы ХХ века над иконой нависла угроза: Успенский собор, в котором она хранилась, был закрыт и передан Тихвинскому краеведческому музею, находившемуся в ведении Ленинградского областного отдела образования.» (Из документов Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга.)
7 ноября 1941 года советские войска под ударами 16 армии группы «Север» оставили город Тихвин. Как свидетельствуют отчёты оккупантов, икона Богоматери Тихвинской находилась в то время в церкви Вознесения Богоматери Свято-Успенского монастыря. Оттуда под непрерывным огнем противника захватчикам удалось вынести и саму чудотворную икону, и другие предметы искусства – всего 64 (иконы, кресты, церковную утварь). Буквально через мгновение после этого монастырский храм со всем оставшимся в нем содержимым сгорел от прямого попадания снаряда. По сведениям ЧГК [1], на оккупированных гитлеровцами территориях СССР было сожжено или полностью уничтожено 1670 церквей и 69 часовен. Дошедшие до нас документы позволяют предположить, что знаменитая русская святыня оказалась в руках служащих зондеркоманды «Гёрлитц» Экономического штаба «Ост» Министерства по делам оккупированных восточных территорий. 30 ноября 1941 года чиновники штаба, рапортуя в Берлин о «спасении очень ценной русской иконы», давали понять: этот факт целесообразно использовать в пропагандистских целях, для пользы «великой Германии». Берлин столь живо заинтересовался солидным «уловом», что срочно затребовал список «спасенного» в Тихвине. Тихвинские сокровища поступили в распоряжение секции «Изобразительное искусство» Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга - специализированного министерского подразделения по вывозу в рейх собранных на оккупированных территориях культурных ценностей. 3 марта 1942 года культурные ценности тихвинского монастыря-музея доставили в Псков и передали в распоряжение городской комендатуры. Икону Богоматери Тихвинской поместили в оружейную комнату комендатуры и приставили дополнительную охрану. В Министерстве по делам оккупированных восточных территорий срочно приступили к разработке пропагандистских мероприятий в контексте политических установок нацистского руководства. Приказом шефа политической полиции Гейдриха от 16 августа 1941 года № 10 «О церковном вопросе на оккупированных областях СССР» предписывалось «не проявлять какой-либо заботы о положении Православной церкви, поскольку о восстановлении прежней патриархальной Русской церкви не может быть и речи». Однако «с учетом местных условий» рекомендовалось предоставлять отдельные реликвии в распоряжение населения «только для отправления богослужений». 1 сентября 1941 года в недрах СС дозрел циркуляр, учитывающий личные указания фюрера. Оккупационным властям предписывалось всемерно поощрять религиозное движение в России, при этом «расчленять, дробить его, не допуская возможной консолидации «русских» элементов». Один из ключевых идеологов рейха Альфред Розенберг, понимавший роль Православной церкви как носительницы враждебной Германии национальной идеи, рекомендовал в своих распоряжениях допускать «некоторую религиозную свободу». Он считал, что православие, особенно в России, всего лишь «красочный этнографический ритуал». 22 марта 1942 года икона Тихвинской Богоматери была торжественно передана в Пскове представителям Русской Православной церкви. Икону поместили в стеклянный ящик. Ежедневно, к 9 часов утра её привозили к службе, а в 18 часов возвращали в комендатуру. Главное управление госбезопасности Германии внимательно следило за настроением русских на оккупированных немцами территориях. Оперативные команды спецслужб подтверждали в своих донесениях целесообразность «приручения» населения при помощи религии. Оккупантов обнадеживали стабильно переполняемые храмы, резко поднявшийся спрос на книги религиозного содержания, возросшее число обрядов крещения, бракосочетания, похорон, панихид. Учитывались и собственные «проколы». Так, немцы были явно обескуражены резким отпором со стороны православных церковников попытке ввести в богослужение и религиозные праздники григорианский календарь. Оккупанты расценили этот факт как весьма серьезный: оказалось, что верующие в России решительны в защите своих прав на религиозную традицию. 20 января 1944 года войска Ленинградского фронта, прорвавшие блокадное кольцо вокруг Ленинграда, освободили Новгород. До освобождения Пскова оставалось полгода. Но Оперативный Штаб Розенберга уже поручил своему сотруднику Крузенштерну подготовить икону Тихвинской Богоматери к вывозу из Пскова. Некоторое время спустя коллега Крузенштерна доктор Цвибель доставил икону в Ригу. В Риге располагался один из центров Оперативного штаба Розенберга по обработке, подготовке к транспортировке и отправке в рейх культурных ценностей. Туда, как известно, доставлялись произведения искусства и предметы старины со всего оккупированного и тщательно проверенного нацистскими «искусствоведами» северо-запада России. Сотрудники Розенберга посчитали необходимым «разбавить» грабеж такого масштаба легкой благотворительностью. Оперативный штаб срочно оформил, к примеру, акцию «добровольной» отправки сокровищ Псково-Печёрского монастыря на «временное хранение» в Германию. Была широко разрекламирована передача Русской Православной церкви 1026 библий, евангелий и других церковных книг и рукописей из Новгорода. В торжественной обстановке, сопровождаемой звучанием церемониальных речей и оркестра, представители Министерства по делам оккупированных восточных территорий, Оперативного штаба и Отдела пропаганды подтвердили «особое покровительство немецких властей по воскрешению жизни Православной церкви в России». Икона Богоматери Тихвинской оказалась на попечении рижского епископа Иоанна Горклавса. Последняя информация, которую удалось обнаружить в отчетах Оперативного Штаба Розенберга, сообщала: «Тихвинская Богоматерь доставлена морем из Риги в Данциг, а оттуда 26 февраля 1944 года в Ратибор. До 1949 года вопрос о возвращении иконы на Родину возникал неоднократно. Советская военная разведка регулярно докладывала о послевоенных перемещениях иконы в пределах Американской зоны оккупации Германии. На официальные запросы и обращения советских оккупационных властей по поводу возвращения иконы законным владельцам в СССР американская администрация отвечала меланхолично и туманно. В марте 1949 года маршал Соколовский, возглавлявший Советскую Военную Администрацию в Германии, отмечал в письме своему американскому коллеге генералу Клею, что «с реституцией советского имущества из американской зоны оккупации Германии сложилось совершенно недопустимое положение.., советское имущество, награбленное гитлеровцами, в т.ч. драгоценные памятники национальной культуры и искусства и т.д., незаконно задержано в американской зоне». В письме Соколовского был указан только один конкретный объект заинтересованности советской стороны – икона Богоматери Тихвинской, однако генерал Клей отверг предъявленные претензии и явно покривил душой: «Данное требование еще рассматривается нашими полевыми войсками. Однако мы не нашли и не идентифицировали ее». На самом деле епископ Иоанн Горклавс и его приемный 15-летний сын Сергий, сопровождавшие икону и перебравшиеся еще в феврале 1944 года из Данцига в Прагу, четыре года прожили в различных лагерях для беженцев в Американской зоне оккупации Германии. По недавним свидетельствам Сергия Горклавса, в послевоенные годы архиепископ Иоанн служил молебны перед иконой, переходя из лагеря в лагерь и поддерживая тех, кто оказался вне Родины. Москва решила действовать решительно и просто. Для опознания иконы Богоматери Тихвинской сформировали группу из компетентных представителей Русской Православной церкви. На поездку в Германию выделили 4800 немецких марок, наметили дату выезда. Однако американские власти без каких-либо объяснений не дали разрешения на въезд представителей РПЦ на территорию своей зоны оккупации Германии. Иоанна и Сергия Горклавсов вместе с иконой тихо отправили в США: сначала в Бостон, а оттуда - в Нью-Йорк. Окончательным местом пребывания рижских беженцев и русской святыни стала церковь св. Троицы в Чикаго. Позднее епископ Иоанн Горклавс был возведен в сан архиепископа православной диаспоры Чикаго и Миннеаполиса. С иконой Богоматери Тихвинской Богоматери он объездил все православные храмы и монастыри Америки. В 1990-е годы в связи с подготовкой к изданию многотомного «Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны» Минкультуры России потребовалось идентифицировать находившуюся в Чикаго икону с утраченной в Тихвине. Параметры и некоторые другие признаки разыскиваемой святыни были известны по обнаруженным тихвинскими музейщиками документам о ее реставрации в 1910 году. В отделе реституции Министерства имелись разные сведения о послевоенной судьбе иконы. Известная американская архивистка П. К. Гримстед, например, утверждала, что протоиерей Сергий Горклавс владеет списком Богоматери Тихвинской, а не подлинной иконой. В письме на его имя, направленном 2 августа 1999 года, Минкультуры России изложило известные по документам немецких архивов обстоятельства вывоза иконы из Тихвина, Пскова и Риги, а также просило сообщить любую информацию по этому поводу. Ответа не дождались. Второе обращение к о. Сергию было передано через российское посольство в Вашингтоне. Ответа также не последовало. Третье обращение Министерства к владельцу иконы было решено вручить лично через представителя Генерального консула России в Чикаго. Вскоре получили разъяснение. Оказалось, что о. Сергий по принципиальным соображениям не поддерживает с представителями светской власти каких-либо контактов. Составители «Сводного каталога» обратились за поддержкой к Московской Патриархии. В ноябре 2000 года Московский Патриархат направил письмо архиепископу Вашингтонскому, митрополиту всей Америки и Канады Феодосию с просьбой оказать содействие в предоставлении сведений о послевоенной судьбе находящейся у протоиерея Сергия Горклавса иконы Богоматери Тихвинской. Однако и на сей раз ответа не было. Даже в Московскую Патриархию. Некоторое время спустя в Минкультуры России поступила полуофициальная информация: в июле 2001 года протоиерей Сергий и протоиерей Александр Горклавсы посетили Свято-Успенский Тихвинский монастырь, где подробно ознакомились с историей создания его архитектурного ансамбля и ходом реставрационно-восстановительных работ. Особое внимание было уделено Успенскому собору, где в течение нескольких столетий помещалась чудотворная икона. В Тихвине отец Сергий подтвердил, что икона Богоматери Тихвинской находится в Чикаго в его личных покоях и доступна для молитвы всем страждущим. (По праздникам она выносится в Троицкий Чикагский собор.) Отметив проявляемую заинтересованность православных монастырей Америки поместить икону у них, он сослался на завещание Иоанна Горклавса, согласно которому святыня должна вернуться в Россию. У составителей «Сводного каталога» появилась надежда – знаменитую икону Богоматери Тихвинской не придётся вносить в бесконечный мартиролог навсегда утраченных Россией сокровищ. Надежда эта укрепилась при известии о том, что в январе 2003 года в Москве о. Сергия принял Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Чикагский владелец подтвердил намерение вернуть святыню восстановленному Свято-Успенскому Тихвинскому монастырю. (До этого его настоятель игумен Евфимий посетил в США митрополита Феодосия и о. Сергия.) 9 июля 2004 года икона Богоматери Тихвинской была торжественно передана Свято-Успенскому Тихвинскому монастырю. Вопрос о её идентификации был закрыт. Автор: Никандров Н.И. [1] Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. |