Скандал вокруг картины Рубенса «Тарквиний и Лукреция», «воскресшей» в Москве после ее загадочного исчезновения из музея Сан-Суси в 1942 году, продолжается. Как уже рассказала «Комсомолка» в номере от 30 октября, немецкая сторона требует возвращения шедевра ценой в 100 миллионов долларов, нынешний хозяин полотна Владимир Логвиненко настаивает на законности своих прав. Но, оказывается, это далеко не самая леденящая душу история из области исчезновении и находок мировых шедевров. Почти каждый год вокруг считавшихся потерянными полотен начинают кипеть детективные страсти. Сегодня мы решили рассказать о последних уникальных находках из самой дорогой и ценной коллекции, таинственно исчезнувшей во время Отечественной войны, - передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи». Достояние республики
Надо же было Русскому музею собрать экспозицию из 183 произведений Тропинина, Брюллова, Репина, Венецианова, Кустодиева, Маковского аккурат летом 1941 года и отправить ее «на гастроли» по маршруту Нальчик – Керчь. Война застала полотна в Крыму. Их как раз выставили в Воронцовском дворце в Алупке и эвакуировать не успели. Первыми поживились шедеврами русской живописи офицеры штаба фельдмаршала Манштейна. А оставшиеся после грабежа 63 полотна упаковали и отправили в Германию эксперты рейхсляйтера Розенберга. В 1948 году из Берлина удалось вернуть в Россию 45 картин передвижной выставки Поиском остальных шедевров, то и дело всплывающих на аукционах, Департамент по сохранению культурных ценностей Минкульта России занят и поныне. Помогла открытка
Одно из полотен, вывезенных из Воронцовского дворца - портрет великой княгини Александры Павловны кисти Федора Богневского, - отыскалось случайно. Картин этого утонченной художника осталось так мало, что ещё до революции за ними гонялись цени ели живописи. После разграбление передвижной выставки портрет дочери Павла I, написанный в 1797 году считали безвозвратно утраченным. В архивах Русского музея не сохрани лось даже цветного изображения кар тины. И вдруг в этом году в Департамент по сохранению культурных ценностей позвонил известный столичный коллекционер открыток Гергей Розанов. Он листал свежий каталог аукционного дома Сотбис и увидел удивительно знакомое лицо. Молодая дама с фрейлинской лентой на груди загадочно улыбалась с портоета. Сергей Розанов просмотрел свою коллекцию дореволюционных открыток и нашел ее - улыбка принадлежала великой княгине Александре Павловне кисти Богневского. Запрос в Сотбис подтвердил фантастическое предположение - цифры на обратной стороне полотна совпали с инвентарными номерами Русского музея. Возможно, по незнанию стартовая цена шедевра была невелика - всего 24 тысячи евро. По просьбе России портрет экстренно сняли с торгов. Анонимный владелец (аукционисты свято хранят инкогнито клиентов) согласился вернуть России картину за законную в таких случаях компенсацию - треть цены. Делегация Министерства культуры в тот момент оказалась в Англии. И при встрече с коллекционером и меценатом бароном Джекобом Ротшильдом обрисовала безвыходную ситуацию. Сколько заплатил Ротшильд за портрет великой княгини - неизвестно. Но 26 августа нынешнего года картина Федора Богневского заняла свое место в коллекции Русского музея после 62 лет изгнания. Кипренский от «Эстер Лаудер»
Мешали ли монахам из австрийского монастыря Мауэрбах сотни коробок и ящиков, сваленных в подвале? За пятьдесят один год на этот «склад» не наведался ни один искусствовед. Считалось, что здесь, в пригороде Вены, хранятся ценности, отобранные фашистами у австрийских евреев. И только в 1996 году аукционный дом Кристи предложил Австрии провести торги, на которые было выставлено 800 предметов искусства. «Мауэрбахский каталог» в России увидели лишь через год. И обомлели. В нем значилась картина Ореста Кипренского «Портрет Петра Васина» - коллеги и друга художника. Полотно долго хранилось в семье Васина, а после революции попало в Русский музей и поехало на ту злосчастную выставку в Крым. И вот через столько лет шедевр найден. Но, увы, куплен. За $170 тысяч анонимом из США. Министерство культуры отправило запрос в Кристи. И получило ответ от владельца - им стал миллиардер Рональд Лаудер, сын и наследник косметической империи «Эстер Ла-удер» Он оказался крайне щепетильным человеком «Шедевры с такой трагической судьбой должны возвращаться на родину», - написал Лаудер И без всякой компенсации лично передал шедевр Кипренского Русскому музею. Украшение для дачи
Один из надежно опечатанных ящиков «эксперты» Розенберга не успели вывезти в Германию. И после освобождения Крыма в подвале Воронцовского замка в Алупке он был найден. В нем оказалось двадцать пять картин. Их не стали возвращать Русскому музею, а развесили по пустым стенам дворца. К тому времени он превратился в правительственную дачу. А в 1956 году, когда Воронцовский дворец снова стал музеем, обнаружилось, что четырнадцать картин исчезли. У кого на стенах они висят теперь? Можно только догадываться. Одно из полотен разграбленной выставки не так давно всплыло в Москве, на Российском антикварном салоне. «Вид в окрестностях Рима» кисти Андрея Мартынова приобрел один из известных российских бизнесменов. На просьбу Министерства культуры вернуть шедевр законному владельцу картины - Русскому музею - бизнесмен ответил отказом. Разыскиваются
Из 183 картин передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи» в Русский музей вернулись лишь 55. Судьба работ «У костра» и «Тарас Бульба» Репина, «Девушка в сарафане» Серова, «Охотники» Венецианова, «Старая Русса» Кустодиева и других шедевров неизвестна. Антикварный детектив продолжается. О новых историях поиска ценностей мы расскажем в следующих выпусках. Автор: Анна Селиванова Дата публикации: 2003-12-14 11:43:34 Источник: Комсомольская правда |