Роскультура официально объявила о запуске в интернет специализированного сайта, содержащего Сводный каталог российских культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны. Строго говоря, сайт www.lostart.ru существует уже несколько лет. На нем отчасти дублировались бумажные каталоги, издаваемые Роскультурой с 1990-х годов. Сейчас таких каталогов выпущено 15 (в 30 книгах), они, наконец, имеют электронную версию, а сайт стал полноценным проектом. Портал носит название «Культурные ценности – жертвы войны» и содержит сведения о произведениях искусства, книгах, рукописях, архивных фондах, уничтоженных или вывезенных из страны немецкими военными. По информации, размещенной на сайте, в годы Великой Отечественной войны в России пострадало свыше 160 музеев, 4 тыс. библиотек (погибло 115 млн. изданий), архивов 19 областей (утрачено 17 млн. дел). Электронная база располагает информацией о более чем 1 млн. 100 тыс. единиц хранения и 158 пострадавших российских музеях, содержит нормативные документы российского и международного законодательства и специальные научные публикации в этой области. Опубликованный список потерь до сих пор не точен и не полон: музеи продолжают работать над своими архивами, выявляя исчезнувшие вещи. Очевидно, что возвращать ценности в Россию еще сложнее, чем находить сведения. Часть из них осела в европейских музейных или личных собраниях, некоторые вернулись в страну, но попали к другим владельцам, судьба и местонахождение многих до сих пор не ясны. Предполагается, что сайтом будут пользоваться коллекционеры, музейщики, арт-дилеры, в чьи руки могут попасть так называемые «перемещенные ценности». А также, как надеются создатели сайта, все те, «кому небезразлична судьба российского культурного наследия». Создание подобной картотеки, как назвал ее глава Роскультуры Михаил Швыдкой, – не только наглядная картина потерь, но и симптом международной проблемы реституции ценностей, возможно, самого непростого вопроса культурного взаимодействия государств всего мира. Делить культуру на «наше-ваше» – дело неблагодарное. Еще в конце XIX века на Гаагской конференции российский юрист Федор Мартенс предложил емкую формулу «искусство вне войны». Это значит, что культурные ценности не должны быть предметом дележа и компенсацией за материальные потери во время военных действий. Было предложено зафиксировать все ценности на том месте, на котором они находились в тот момент: что награблено, то награблено. Воюйте, как хотите, только не трогайте, не разрушайте и не перемещайте. Но XX век с его жесточайшими войнами низверг эту хрупкую гуманистическую идею. По сей день идет дележ: Греция требует у Великобритании, Германия разбирается с Россией, мировые музеи яростно борются за приобретенное пусть и варварским путем культурное наследие. По подсчетам Россвязьохранкультуры, в российских музеях находится около четверти миллиона предметов искусства, полученных от Германии по компенсаторной реституции. Это десятая часть всего того, что когда-то было вывезено с территории побежденной страны. Произведения и сейчас частично передаются на родину. Не далее как на прошлой неделе Госдума РФ приняла законопроект о возвращении шести витражей церкви Мариенкирхе, конфискованных советскими войсками в 1945 году во Франкфурте-на-Одере и хранившихся в ГМИИ им. Пушкина. Вероятно, будет вестись борьба и за вещи, попавшие в немецкие собрания. Процесс реституции бесконечен и сам похож на тихую, но жесткую войну. Автор: Юлия Виноградова Дата публикации: 2008-02-06 15:35:49 Источник: Независимая Газета |