Исчезновение иконы Тихвинской Богоматери во время войны и её возвращение в конце 90-х годов особого внимания общественности не привлекли. Чудотворная святыня православной церкви без обычной в таких случаях шумихи вернулась после 60-летнего скитания на свое «законное» место в восстановленном монастыре в Тихвине.

На её долю выпало немало испытаний за время военного лихолетья. Нелегкой оказалась и обратная дорога на Родину.

«Тихвинская Божия Матерь» - единственный в мире образ из числа трех основных икон, которые почитаются как ровесники самой Богородицы. Согласно легенде, она была привезена из Иерусалима в Константинополь в V веке и через тысячелетие объявилась на берегах Ладожского озера.

Здесь она обрела статус хранительницы Севера Руси, оказывая покровительство православным в войнах, исцеляя увечных и страждущих. По церковному календарю ежегодно 9 июля – в день её обретения совершалось празднование в честь иконы Божией Матери Тихвинской.

Перечень поклонявшихся русской святыне нескончаем. Её почитателями были основатели династии Романовых. Тихвин посещали:

- императрица Анна Иоанновна пожертвовала для иконы крупный, изысканной работы изумруд с вырезанным на нём Распятием;

- великая княгиня Екатерина Павловна приложила к иконе дивной красоты бразильский топаз;

- императрица Мария Федоровна даровала голубой сапфир в 80 карат;

- граф Шереметев преподнес семикилограммовую золотую лампаду, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами.

В царствование Николая 1 для иконы изготовили золотую ризу весом около 9 килограммов. Она имела 4.809 бриллиантов, 593 розы из бриллиантов, 141 алмаз, 5.852 жемчужины, 4 изумруда и т.д.

Справочно: местонахождение этого сказочно богатого оклада, как и других ценностей Тихвинского монастыря, до сих пор неизвестно. Имеются сведения, что самая ценная риза иконы с большим количеством камней была снята в период 1914-18 гг. и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями в город Ейск.

Икона, естественно, без золотого оклада, находилась в Тихвинском Успенском монастыре, часть построек которого была передана местному краеведческому музею.

Здесь она в ноябре 1941 года была обнаружена зондеркомандой «Гёрлитц» Экономического штаба «Ост». В руках оккупантов оказались 64 предмета искусства – иконы, кресты, а также церковная утварь.

Справочно: по сведениям Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК), на захваченных гитлеровцами территориях СССР было сожжено или полностью уничтожено 1.670 церквей и 69 часовен.

30 ноября 1941 года сотрудники Оперативного Штаба Розенберга рапортовали в Берлин о «спасении очень ценной русской иконы». И дали понять: этот факт целесообразно использовать в пропагандистских целях, для пользы «великой Германии». В Берлине эту идею оценили и срочно затребовали список «спасенного» в Тихвине церковного имущества.

3 марта 1942 года культурные ценности под контролем «искусствоведов» Штаба доставили в Псков и передали в распоряжение городской комендатуры. Икону Богоматери, как наиболее ценный «трофей», поместили в оружейную комнату комендатуры и приставили дополнительную охрану.

Приказом шефа политической полиции Гейдриха № 10 от 16 августа 1941 года «О церковном вопросе на оккупированных территориях СССР» предписывалось «не проявлять какой-либо заботы о положении Православной церкви, поскольку о восстановлении прежней патриархальной Русской церкви не может быть и речи». Приказ рекомендовал «с учетом местных условий» отдельные реликвии предоставлять в распоряжение населения «исключительно для отправления богослужений».

Рейхсляйтер Министерства по оккупированным территориям Альфред Розенберг, будучи одним из ключевых идеологов рейха, роль Православной церкви воспринимал как носительницы враждебной Германии национальной идеи. В распоряжениях Оперативному Штабу он рекомендовал «допускать некоторую религиозную свободу», полагая, что «русское православие всего лишь красочный этнографический ритуал».

Главное Управление госбезопасности Германии внимательно следило за настроениями русских, оказавшихся на оккупированных территориях.

Оперативные команды спецслужб в донесениях подтверждали целесообразность «приручения» русского населения при помощи религии. Оккупантов обнадеживали стабильно наполняемые народом храмы, резко поднявшийся спрос на книги религиозного содержания, возросшее число обрядов крещения, бракосочетания, похорон, панихид.

Оккупанты были обескуражены резким отпором православных церковников попытке ввести в богослужение и религиозные праздники григорианский календарь. Оказалось, что верующие в России решительны в защите своих прав на религиозную традицию.

22 марта 1942 года икона Тихвинской Богоматери при большом скоплении народа была торжественно передана в Пскове представителям РПЦ. Каждое воскресенье в 9-00 икону доставляли в собор на службу и к 18-00 возвращали под охраной в комендатуру. Помещенная в стеклянный ящик, икона была украшена драгоценными камнями и жемчугом. Оклад скрывал часть изображения: видны были только голова и рука Богородицы, и голова младенца Христа.

С начала 1944 года в Штабе Розенберга принимают решение: икона подлежит вывозу на территорию рейха. Сведения немецких источников о перемещении образа из Пскова в Ригу скупы и отрывочны:

- «20 января 1944 года сотрудник Штаба Розенберга Крузенштерн посещает Псков и осматривает там икону Тихвинской Богоматери…».

- «Тихвинская богоматерь перевезена сотрудником Штаба Цвибелем из Пскова в Ригу…».

- «Тихвинская богоматерь доставлена морем из Риги в Данциг, а оттуда 26 февраля 1944 года – в Ратибор».

По сведениям, обнаруженным в российских архивах, в 1948 году советская разведка зафиксировала икону в оккупационной зоне американцев.

Она находилась в руках бывшего рижского епископа Иоанна (Горклавса). Об этом сообщал в Москву Главноначальствующий Советской Военной администрации в Германии маршал Соколовский.

Военная разведка регулярно докладывала о перемещениях иконы в пределах американской зоны оккупации Германии. На официальные запросы и обращения советских оккупационных властей по поводу возвращения иконы законным владельцам в СССР союзники уходили от прямых ответов.

Так, в марте 1949 года маршал Соколовский в письме американскому коллеге генералу Клею писал, что «с реституцией советского имущества из американской зоны… сложилось совершенно недопустимое положение. Советское имущество, награбленное гитлеровцами, в том числе драгоценные памятники национальной культуры и искусства, незаконно задержано в американской зоне». Далее Соколовский указывает в числе задерживаемых объектов икону Богоматери Тихвинской.

Генерал Клей, отвергая претензии советской стороны, отвечает: «Данное требование еще рассматривается нашими полевыми войсками. Однако икону мы не нашли и не идентифицировали».

На самом деле епископ Иоанн Горклавс и его приемный 15-летний сын Сергий, сопровождавшие икону и перебравшиеся из Данцига в Прагу, четыре года проживали в различных лагерях для беженцев в американской зоне оккупации Германии. Епископ служил молебны перед иконой. Переходя из лагеря в лагерь, он «молитвой поддерживал тех, кто оказался вне Родины».

В Москве решили действовать. Для опознания иконы сформировали группу из компетентных представителей РПЦ. На поездку в Баварию выделили 4.800 немецких марок, наметили дату выезда и заказали билеты. Однако американские власти без каких-либо объяснений аннулировали визы, а Иоанна Горклавса с приемным сыном Сергием и иконой тихо отправили в США: сначала в Бостон, а оттуда – в Нью-Йорк. В середине 50-х гг. Горклавсы с иконой поселились в Чикаго, Иоанн был возведен в сан архиепископа православной диаспоры. С иконой Богоматери Тихвинской он объездил все православные храмы и монастыри Америки.

Справочно: известная американская архивистка, профессор Гарвардского университета Патриция Гримстед Кеннеди, в личной беседе доверительно сообщила, что интересующая составителей Сводного каталога икона в США – не подлинник, а малоценная копия Х1Х века. Позднее было установлено, что Горклавс при содействии американцев вывез святыню за океан по подложным документам. И этим документам поверила опытная профессорша из Гарварда.

Составители Сводного каталога утраченных во время войны культурных ценностей, издаваемого Министерством культуры РФ, в начале 1999 года обратились с письмом к протоирею Сергию Горклавсу Свято- Троицкого собора в Чикаго. Просьба состояла в том, чтобы нынешний обладатель иконы сообщил параметры и другие признаки интересующей нас иконы. Требовалось получить подтверждение: копия или подлинник находится в США. Ответа не получили. Справочно: Иоанн Горклавс в сане архиепископа оставался настоятелем Свято-Троицкого собора до своей кончины в 1982 году. Икону он передал своему приемному сыну протоирею Сергию Горклавсу, служившему в том же храме. Согласно завещанию архиепископа, возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

Второе обращение к о. Сергию попытались передать через работников российского посольства в Вашингтоне. По полученным сведениям, икона по-прежнему находилась в соборе Св. Троицы г. Чикаго под попечительством протоирея С.Горклавса, который от контактов с представителями светской власти уклоняется. В Министерстве культуры сочли возможным выйти на С.Горклавса через Московскую Патриархию. Рассматривался вариант обращения Патриархии к предстоятелю Автокефальной Православной церкви Америки и Канады митрополиту Феодосию, которому о. Сергий Горклавс подчиняется непосредственно. Такое обращение было направлено. Некоторое время спустя составители Сводного каталога получили информацию из Тихвина: в июле 2001 года протоирей Сергий Горклавс посетил Свято-Успенский Тихвинский монастырь, где с большой тщательностью ознакомился с историей создания его архитектурного ансамбля и ходом реставрационно-восстановительных работ. Особое внимание было обращено на возрождение Успенского собора, где в течение нескольких столетий помещалась чудотворная икона. Справочно: о.Сергий подтвердил, что икона Богоматери Тихвинской находится в Чикаго в его личных покоях и доступна для молитвы всем страждущим. Православные монастыри Америки проявляют заинтересованность поместить икону у себя. Однако, согласно завещанию Иоанна Горклавса, святыня должна вернуться в Россию.

В январе 2004 года о. Сергия принял Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Намерение вернуть икону восстановленному Свято-Успенскому Тихвинскому монастырю окончательно завершилось полным согласием. Священный Синод Православной церкви в Америке в апреле 2003 года объявил, что икона возвратится в Россию в июне 2004 года.

Чудотворная икона Богоматери Тихвинской была торжественно передана прибывшей на жительство в Тихвин семьей о. Сергия Горклавса Свято-Успенскому монастырю 9 июля 2004 года. В ДЕНЬ ЕЁ ОБРЕТЕНИЯ.


Никандров Н.И.

Возврат к списку


© 2006—2019 Разработка и поддержка: ГИВЦ Минкультуры России