15 мая 1914 года в Мальме (Южная Швеция) в местном музее в рамках Балтийской выставки (Германия, Дания, Швеция и Россия) открылась выставка 90 картин, рисунков, эскизов, театральных декораций, а также 14 скульптурных работ (Голубкиной, Коненкова, Стеллецкого).
Это была первая в XX веке заграничная выставка работ русских художников из частных собраний (выставок и галерей), организованная Товариществом русских художников, созданным в 1903 г. на пожертвования российских владельцев галерей и частных лиц. В Мальме в 1914 г. были показаны шедевры русского изобразительного искусства XX века:
Всего сегодня в Мальме из 90 картин, выставлявшихся в 1914 г., сохранилось около 40, причем 26 из них спрятаны дирекцией музея в запасники и не выставляются (Валентин Серов, Мартирос Сарьян, Александр Головин и др.) из-за боязни, что их возврата потребуют потомки художников или Министерство культуры РФ по их доверенности. Существует Каталог Балтийской выставки 1914 г., в котором перечислены все произведения искусства из России (с Каталогом можно познакомиться в Департаменте по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ).
Другие картины русских художников в музее Мальме. Помимо картин и скульптур с Балтийской выставки, в музее хранятся и другие художественные ценности, полученные музеем г. Мальме из других источников (выдержка из списка, присланного Посольством РФ в Швеции в Департамент по сохранению культурных ценностей МК РФ). Это 26 картин, акварелей, рисунков и гравюр, принадлежащих перу и кисти Василия Сурикова, Ильи Репина, Константина Коровина, Михаила Врубеля, Василия Верещагина, Владимира Maяковского, Исаака Левитана, Валентина Серова и других. Судя по датам-автографам, указанным на произведениях искусства, часть этих художественных ценностей поступила в музей Мальме уже после Балтийской выставки (например, 7 работ Филиппа Малявина - в числе которых Портрет шведского короля Густава V 1936 г., Портрет дамы 1939 г. и др.). Обстоятельства приобретения произведений искусства, безусловно, нуждаются в дополнительном изучении.
Попытки вернуть картины. Частные усилия. Некоторые художники и их родственники после окончания первой мировой войны попытались вернуть свои произведения частным путем. Первым это удалось сделать в 1923 г. театральному художнику Мстиславу Добужинскому в обмен на дарение одного эскиза (Декорация к Королю Лиру) музею. Картины художник увез с собой в эмиграцию. По-видимому, также поступил и Николай Рерих, живший в то время в Индии. Государственные усилия. Первая попытка правительства СССР вернуть отдельные картины относится к ноябрю 1928 г., когда по просьбе родственников художника Павла Кузнецова НКИД (Народный комиссариат иностранных дел СССР) официально запросил вернуть на Родину его работы, экспонировавшиеся на Балтийской выставке. После долгой дипломатической переписки из 4-х картин в СССР удалось вернуть две - Натюрморт и Сад в Бухаре, а две - Пейзаж и Весна - пришлось подарить музею. В октябре 1948 г. МИД СССР запросил шведский музей о судьбе картин Валентина Серова, но этот демарш успеха не имел: музей ответил, что собственник картин - вдова художника; тем не менее, часть картин Серова почему-то еще весной 1924 г. была продана с аукциона после выставки в Нью-Йорке.
Аукцион 1924 г. в Нью-Йорке. Обстоятельства организации выставки русских картин из музея Мальме весной 1924 г. в Нью-Йорке, а также последовавшего затем там же аукциона, как и роль во всем этом Игоря Грабаря, занимавшего в тот период должность директора Третьяковской галереи и специально приехавшего для этого в 1923 году в г. Мальме, до сих пор неясны. Какие картины были проданы, что затем вновь вернулось в музей - пока до конца неизвестно. Но что из 90 картин сегодня в Швеции осталось лишь 40, свидетельствует о том, что в США была проведена крупная распродажа, юридические основания которой сомнительны, так как ни родственники или сами художники, ни официальные власти Советской России санкцию на этот аукцион в 1924 г. не давали.
Казус Н. Губенко. В бытность министра культуры СССР Н.Н. Губенко в 1990 г. в одном из своих выступлений заявил: "Мы отдаем оставшуюся в Мальме коллекцию русских картин музею этого города в подарок" (!?). Юридически ЭТОТ дар однако никак не был оформлен, да и сам Н.Н. Губенко позднее от своих слов отказался. Но шведские средства массовой информации до сих пор мусолят этот казус, тем более, что в Швеции не отличают министра культуры СССР от бывшего председателя думского комитета по культуре Российской Федерации.
Пути решения проблемы. Проблема русских художественных ценностей в Швеции хронологически шире проблемы перемещенных культурных ценностей периода II Мировой войны, т. к. восходит еще к Венскому конгрессу 1814-1815 годов. Именно тогда вопрос о военных трофеях впервые был поставлен на повестку дня пострадавшими во время войны с Наполеоном Бонапартом Австрией и Пруссией. Речь шла о произведениях искусства, вывезенных из этих стран в Лувр и музей дома Инвалидов (в том числе и из Северной Италии, до наполеоновских войн принадлежавшей австрийской короне). Следует изучить также опыт работы польско-советских комиссий по реституции польских культурных ценностей 1922-1927 гг., созданных после заключения Рижского мира (март 1921 г.), завершившего советско-польскую войну 1920 г. Тогда по всей Советской России разъезжали польские комиссары. Они искали картины, книги на польском языке, произведения искусства польского происхождения, оказавшиеся на Руси аж со времен разделов Польши в XVIII в. В конкретном случае с русскими картинами и скульптурами в Швеции необходимо:
СИРОТКИН В.Г. Дипломатическая академия МИД Российской Федерации, Москва, Россия |