Вторая мировая война и ее последствия - трофеи, утраты, приобретение и возвращение культурной собственности - международная проблема.

Большой общественный резонанс вызвало появление I тома «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период оккупации 1941-44 гг.», опубликованного в 1999 г. и посвященного коллекциям музейных предметов Екатерининского дворца-музея в г. Пушкине. В подготовке этого тома Сводного каталога, издаваемого Министерством культуры РФ, активно участвовали сотрудники Государственного музея-заповедника «Царское Село». Изданию предшествовала огромная работа, связанная с трагической историей коллекции в период Великой отечественной войны.

22 июня 1941 г., в воскресенье, по залам Екатерининского дворца прошла последняя экскурсия. После объявления войны началась срочная эвакуация музея. В тыл страны было вывезено 22 000 экспонатов. Оставшиеся предметы (свыше 40 000 единиц хранения) были упакованы и находились в подвалах дворцового здания.

7 сентября 1941 г. в город вошли вражеские войска. В соответствии с приказом немецкого командования начался централизованный вывоз на запад музейных ценностей.

В 1944 г., после освобождения г. Пушкина, сотрудники музея начали планомерную работу по розыску предметов Екатерининского и Александровского дворцов. В радиусе 16-и километров вокруг города находили фрагменты убранства дворцовых залов. Велись поиски по направлениям движения немецких войск: в Риге, в Восточной Пруссии, в Берлине. Были составлены списки потерь музея и выяснены обстоятельства этих потерь в период оккупации города 1941-1944 гг. Были выверены списки произведений, вывезенных в тыл страны (эвакуированных в период июня-августа 1941 г.).

Сегодня актуальной является работа по изучению архивных материалов, связанных с периодом оккупации. В розысках помогают воспоминания сотрудников музея и жителей, которые находились в этот период в городе. После предоставления допуска для работы в военных архивах (с 1990 г.) удалось установить путь следования немецких транспортов с музейными предметами (всего их было три, первый отправлен в октябре 1941 г.), через пос. Сиверская - Лугу - Псков - Ригу - в Кенигсберг.

 

Было установлено, что основная часть художественной коллекции была вывезена в октябре 1941 г. в пяти вагонах. Местонахождение предметов до настоящего времени неизвестно. В этом конвое находилась и Янтарная комната. Конечным пунктом являлся г. Кенигсберг. В королевском замке Янтарную комнату экспонировали с 1942 г., что дает основания считать, что все остальные предметы в этот период времени также находились в Кенигсберге.

Свидетельства очевидцев и документы архивов подтверждают основную роль 18-ой армии группы «Север» немецких войск в вывозе предметов искусства Екатерининского дворца-музея. Работали еще несколько групп, например группы «Ост-ланд» и «Ингерманланд». Первыми вывозить ценности стали сотрудники Штаба рейхсляйтера Розенберга, затем Риббентропа. В апреле 1942 г. вывоз предметов был завершен.

Опознание вывезенных нацистами художественных предметов велось по довоенным фото Екатерининского и Александровского дворцов-музеев, по инвентарным книгам и картотекам 1938-1941 гг., которые были вывезены вместе с эвакуированными предметами. Предметы, принадлежавшие Екатерининскому дворцу, имели характерную маркировку, которая помогает определить их принадлежность музею. На предметы, вывозимые в Германию, немецкой стороной также наносилась маркировка. Например, вещи, вывозимые командой Риббентропа, имели шифр «R1».

В настоящее время одним из самых сложных вопросов музейной работы остается идентификация экспонатов Екатерининского дворца. После тщательного изучения истории бытования предмета нужно еще доказать, что музейный предмет, который находится сейчас в частной коллекции, на самом деле из коллекции музея. Это очень сложно. Пример тому - история с мозаикой из Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

Музей проводит большую выставочную работу за рубежом. Мы постоянно обращаемся к посетителям с просьбой помочь нам в розыске предметов из Екатерининского дворца. В результате наших просьб в музее появилось с 1950 по 1999 г. несколько десятков предметов, переданных жителями Германии (ваза, блюда, гравюра на шелке, книги, футляры). Эти передачи явились жестом доброй воли их новых владельцев.

История похищения предметов, идентификация, возврат помогли выработать механизм определения («узнавания») и подтверждения того, что данный предмет - из коллекции Екатерининского дворца-музея. Классический пример - ситуация с главным экспонатом нашего музея - Янтарной комнатой, которая стала сегодня символом потерь России во Второй мировой войне. Более полувека ведутся ее безрезультатные поиски. Между тем именно в последнее десятилетие сделаны знаковые находки: найден один предмет обстановки интерьера комнаты - комод XVIII в. и один предмет отделки интерьера - флорентийская мозаика XVIII в. Эти находки из скромного музейного факта превратились в крупное политическое событие.


Реклама Google

Рейки в переводе с японского 霊気 означает «божественная энергия» и является уникальной энергетической практикой познания, исцеления и духовного роста

Мумие - целебная сила из Гималаев
Издревле гималайские мудрецы и целители собирали самое загадочное в мире целебное вещество под названием мумиё. Мумие


БАРДОВСКАЯ Л.В.
Государственный музей-заповедник «Царское Село» Пушкин, РОССИЯ

Возврат к списку


© 2006—2018 Разработка и поддержка: ГИВЦ Минкультуры России