Проблема возвращения российских культурных ценностей, утраченных во время второй мировой войны, по-прежнему актуальна.
Оккупанты уничтожали, расхищали и вывозили культурные ценности из государственных музеев, библиотек, архивов и церковных учреждений.
После войны российские музейные предметы, рукописи, книги и архивы были обнаружены в особых хранилищах на территории союзнических зон оккупации Германии и Австрии: в замках Хохштадт (земля Гессен), Кольмберг и Нойшванштайн (Бавария), Когль, монастыре Буксхайм.
Специалисты, исследующие проблему вывезенных культурных ценностей из Советского Союза, признают, что эти хранилища в первое послевоенное время часто подвергались грабежу. Воинские части, их охранявшие, неоднократно менялись и не несли ответственности за охрану культурных ценностей.
Обнаруженные в Германии культурные ценности советского происхождения направлялись в Берлин в Восточный порт на склад Дерутра (Дерутра – название русско-германского торгового акционерного общества, основанного в 1922 г.). Оттуда железнодорожным путем - в Центральное хранилище в г. Пушкино (сегодня - Царское Село), в хранилища Новгорода, Минска и Киева. Там музейные специалисты старались установить принадлежность экспонатов и возвратить в учреждения культуры, откуда они были вывезены.
Возвращение предметов культурного достояния на родину широко не освещалось.
Впервые вопрос о российских культурных потерях был поставлен в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда в российских СМИ появилась информация о так называемых трофейных ценностях, вывезенных Советским Союзом из Германии после войны.
По мнению ряда специалистов, изучавших историю вывоза культурных ценностей из Советского Союза, сегодня в государственных учреждениях культуры могут быть найдены лишь единичные предметы из России. Утраченные культурные ценности чаще обнаруживают в частных коллекциях.
За последние десятилетия в Россию возвращен ряд произведений, перемещенных в Германию во время Великой Отечественной войны и обнаруженных в государственном и частном владении. Их вернули в фонды российских музеев по месту происхождения.
Среди них: акварель неизвестного художника XVII века "Вид Монрепо" (выявлена в Национальном музее г. Вроцлав, Польша), возвращена в Павловский дворец-музей;
Картина О. Кипренского "Портрет художника Басина", выявлена в собрании американского коллекционера Р. Лаудера. Безвозмездно возвращена в Государственный Русский музей;
Из Германии живописное полотно Ричи "Свадебная церемония царя" передал в музей-заповедник «Царское Село» профессор В. Айхведе. До войны эта картина находилась в Екатерининском дворце музея-заповедника.
Икона "Образ Богородицы Псково-Покровской" (Видение старца Дорофея). Из частного владения в Германии возвращена в Россию. Находится в распоряжении Патриархии;
Фрагмент Янтарной комнаты (одна из четырех мозаик) и комод из Янтарной комнаты. Обнаружены в Германии в частном владении в г. Бремене. Возвращены в Екатерининский дворец;
Колокол из церкви Старая Руса, находился в г. Любеке (Германия). Возвращен в Старую Русу.
Надо признать, что возвращено немногое из утраченного, но надо учесть и то обстоятельство, что выявление именно таких ценностей является весьма сложной и во многом деликатной задачей.Издание Сводного каталога, в котором собраны все имеющиеся сегодня данные об отечественных культурных ценностях, утраченных в годы войны, призвано помочь в их розыске и возвращении в Россию.
М.А. Зичи «Николай II и Александра Федоровна»;
М.А. Зичи «Николай II и автор у дерева, на котором Александр III вырезал букву «А»;
Г. Кумминг «Голубой будуар в доме графа Бревери де ла Гарди»
«Конный портрет английского короля Георга I (1720-е гг.);
«Погрудное изображение Великой княгини Марии Павловны» (1900-е гг.);
«Погрудный портрет Петра III» (тип Рокотова, 1762 г.);
«Погрудный портрет Екатерины II» (копия мастеров Эрмитажа с портрета работы Шибанова, 1787 г.)
«Лагерь лейб-гвардии Преображенского полка под Красным Селом». (1830-гг.)
Фрагмент «портрета Александра I в полный рост» (копия с работы Дж. Доу, 1820-е гг.)