ГМИИ имени Пушкина попросят повернуть время вспять
     

Как стало известно газете «Коммерсант», МИД Польши намерен обратиться к российским властям с просьбой вернуть по крайней мере девять произведений живописи и графики, находящихся ныне в собрании Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, и бывших до 1945-1946 годов в коллекции городского музея в Гданьске.

Как утверждает польская сторона, советская армия посчитала эти произведения "трофейными" и вывезла в СССР. 24 сентября 1945 года в Москву из Гданьска самолетом доставили 17 ящиков с картинами. Все они были отправлены в ГМИИ. Еще 80 ящиков туда же отправили 23 марта 1946 года. В них содержались 36 полотен, созданных в XV-XIX веках, и по крайней мере 25 из них могут до сих пор находиться в собрании Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

До настоящего времени министерство культуры Польши идентифицировало десять произведений искусства, вывезенных после войны в СССР. Соответствующее письмо с предложением вернуть утраченные полотна было направлено в Москву еще в 2004 году. Теперь польские власти решили привлечь к этому делу МИД.

Среди работ, которые Польша хотела бы получить назад, "Мадонна с младенцем" Лукаса Кранаха Старшего из церкви в Глогове, "Пейзаж с коровами" Адреана ван де Вельде из Музея истории и искусств в Лодзи, а также "Птичий двор" Даниэля Шульца, "Испуганные лошади" Франца Пфюхле, "Винденфельдский диптих" неизвестного голландского художника, "Бегство в Египет" Корнелиуса ван Пуленбурга, "Страшный суд" Антона Меллера, "Лесной пейзаж" Яна Брейгеля Старшего (все — из собрания городского музея в Гданьске).

По утверждению руководителя национального комитета истории искусства польской Академии наук Юлюша Хрошчицкого, в свое время части советской армии вывезли из Польши порядка 1,2 млн предметов, являющихся произведениями искусства. В Польше считают, что большинство вывезенных из страны работ находится в закрытых запасниках различных российских музеев, научно-исследовательских и академических институтов, архивов и библиотек. По информации "Ъ", в настоящее время польский МИД готовит по этому поводу официальную дипломатическую ноту.

Собеседник "Ъ", занимавшийся в 2004 году в российском Министерстве культуры проблемами перемещенных ценностей, подтвердил, что Польша с начала 90-х неоднократно просила о возврате утраченных во время войны произведений искусства, но он помнит, что среди них тогда не называлась "Мадонна с младенцем" Лукаса Кранаха Старшего.

В посольстве Польши в Москве отказались подтвердить или опровергнуть информацию о возможных претензиях. Атташе по культуре Малгожата Шняк сказала лишь, что Юлюш Хрошчицкий "авторитетный источник" и что в любом случае ситуация будет решаться по российскому законодательству.

В Министерстве культуры ситуацию прокомментировали так: "Согласно закону, польская сторона должна заявить претензию в отношении точно обозначенных культурных ценностей и подтвердить, что требуемые предметы действительно принадлежали Польше и не были переданы в гражданском порядке: проданы, отданы под залог и т. д. Претензия подается в адрес правительства РФ правительством государства, заявившего претензию, по дипломатическим каналам официальной нотой в Министерство иностранных дел РФ".

Ситуация запутанная. Согласно действующему закону о перемещенных в результате Второй мировой войны культурных ценностях, возвращению подлежат "культурные ценности, которые являлись собственностью религиозных организаций или частных благотворительных учреждений". То есть если картина из храма — ее надо возвращать, из городского музея — нет. Произведения искусства также могут быть возвращены государствам—жертвам гитлеровской агрессии. Закон определяет два типа государств: "неприятельские" — Германия и союзные с ней Болгария, Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия — и "заинтересованные" государства, то есть те, которые были оккупированы Германией в годы Второй мировой войны.

Польша стала одной из первых жертв фашистской Германии, одновременно являясь жертвой сталинского СССР: в 1939 году по пакту Молотова—Риббентропа они попросту поделили польское государство. Но за всю свою историю Гданьск сравнительно недолгое время принадлежал Польше и преимущественно был немецким, называясь Данциг. Не случайно в списке художников, на возвращение работ которых претендует Польша, практически нет польских имен. До начала Второй мировой войны Данциг находился в статусе "вольного города", но в сентябре 1939 года был захвачен Германией.

Лишь в 1945-м он был освобожден советской армией и в соответствии с Потсдамским соглашением того же года вошел в состав Польши под названием Гданьск. Таким образом, с точки зрения российского законодательства развитие ситуации будет зависеть от статуса Гданьска на момент вывоза культурных ценностей. В случае если территория Гданьска была оккупирована немецкими войсками, закон считает это компенсаторной реституцией, предметы которой являются собственностью РФ.

Однако и здесь есть тема для спора. Хотя картины вывозились с территории, объявленной в 1939 году немецкой, но, согласно решениям Потсдамской конференции (июль—август 1945 года) и советско-польскому договору от 16 августа 1945 года, польское государство уже было восстановлено. То есть, 24 сентября ящики с картинами вывозились (если эта информация справедлива) уже с территории независимого государства, к тому же антифашистского блока.

В ГМИИ ситуацию предпочли не комментировать. Собеседник "Ъ" пояснил, что такие комментарии вправе дать лишь директор музея Ирина Антонова, а до получения соответствующих запросов она этого делать не станет. Позиция же ГМИИ во всех вопросах, касающихся реституции, проста: все хранящиеся в музее произведения являются частью госфонда, изымать их из музея может только государство. Например, для того, чтобы отдать остатки витражей церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере, которые хранились в ГМИИ, потребовалось специальное решение Государственной думы.


Реклама Google

Как часто мы сталкиваемся со сложными ситуациями, где не видим какое решение принять, какой выбор сделать? Поможет в решении этих вопросов Астрология


Автор:  ВЛАДИМИР Ъ-ВОДО, ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА, МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА
Дата публикации:  2009-10-07 00:00:00
Источник:  Газета «Коммерсант»

Возврат к списку


© 2006—2018 Разработка и поддержка: ГИВЦ Минкультуры России