В Москву из Берлинского исторического музея прибыли семь портретов с изображением членов императорского дома Романовых. Их возвращение на родину - результат переговоров, которые ведутся российской и немецкой сторонами по поводу перемещенных во время Второй мировой войны художественных раритетов. Бремен уже получил рисунки, принадлежащие городскому музею, церковь Святой Марии во Франкфурте-на-Одере ждет свои витражи из Эрмитажа. Музей-заповедник "Царское село" обрел одну из четырех утраченных мозаик Янтарной комнаты, а в ближайшее время Минкультуры РФ передаст туда и несколько портретов Романовых. Остальные отправятся в Гатчину и Петергоф, откуда они родом. Принадлежность работ немецкие эксперты определили по инвентарным номерам портретов.

На возврат с чужбины утраченной работы художника XIX века Алексея Чернышева "Мальчик-столяр" надеется и Русский музей. Репродукцию картины недавно обнаружили в каталоге аукциона "Кристис". Изданный шесть лет назад, он был посвящен благотворительной распродаже в Вене 1000 предметов искусства, конфискованных нацистами у австрийских евреев, а позднее так и не востребованных прежними владельцами.

"Мальчик-столяр" оказался вторым российским раритетом, найденным в этом каталоге. Первый узнали прямо во время аукциона: это был портрет художника Петра Басина работы Ореста Кипренского. Русский музей буквально в канун войны отправил Кипренского и еще 182 картины на выставку в Крым, откуда их вывезли в Германию. Купивший портрет американский миллионер Рональд Лаудер, узнав о его происхождении, вернул картину Русскому музею.

Из той же "крымской выставки" и "Мальчик-столяр". В каталоге "Кристис" ее автора определили как художника из школы Венецианова. Русский музей заявлял об утере картины Чернышева, но ее репродукцией не располагал. К счастью, она оказалась на открытке у одного московского коллекционера и была опубликована в Сводном каталоге потерянных культурных ценностей, что и позволило российской стороне обратиться к "Кристис" с просьбой помочь в возвращении картины. Последний вроде бы согласен, правда, пока имени ее нынешнего владельца не называет.

По словам Анатолия Вилкова, руководителя департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры РФ, музейные экспонаты, пропавшие в дни войны, порой оказываются и в коллекциях наших соотечественников. Например, один из них на вопрос, как государственный раритет оказался в его семье, ответил, что это - подарок бабушке, которая была "просто красивой женщиной".


Автор:  Татьяна Андриасова
Дата публикации:  2002-05-21 16:16:12
Источник:  «Московские новости»

Возврат к списку


© 2006—2019 Разработка и поддержка: ГИВЦ Минкультуры России