Sonderuntersuchungen

 Разрешите от имени Министерства культуры Российской Федерации приветствовать участников и гостей конференции. Важность проведения конференции очевидна, и мы надеемся на конструктивный ход конференции.

О планомерной работе Министерства культуры Российской Федерации по теме перемещенных культурных ценностей можно говорить, начиная с января 1993 года, то есть с момента создания в структуре Министерства специального подразделения - отдела реституции.

В июле 1992 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации была создана Государственная комиссия по реституции культурных ценностей. Ее мандат, полномочия и направления деятельности определены в Положении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года. В соответствии с этим постановлением организационно-техническое обеспечение деятельности Госкомиссии возлагается на Министерство культуры.

Госкомиссия является консультативным межведомственным органом, вырабатывающим рекомендации для последующего принятия решений органами государственной власти и управления, и насчитывает в своем составе 32 представителя министерств, ведомств, директоров ведущих российских музеев и библиотек, деятелей науки, искусства и образования.

Как я уже отметил, рабочим аппаратом Госкомиссии являлся отдел реституции. В настоящее время отдел реституции является составной частью Департамента по сохранению культурных ценностей и обеспечивает подготовку и проведение заседаний Госкомиссии, организацию переговоров и рабочих встреч с официальными представителями государств, заявляющие претензии на те или иные культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате Второй мировой войны.

На базе Госкомиссии были созданы переговорные структуры с ФРГ, Венгрией, Голландией, Польшей, Украиной, работающие до настоящего времени. Одновременно отдел формируетна основе архивных изысканий, свидетельств и других данных информационный банк данных культурных потерь России в годы Второй мировой войны в целях росыска и возвращения их законным владельцам - музеям, библиотекам, пострадавшим в годы войны.

Необходимо отметить, что за послевоенное время, а это почти 55 послевоенных лет, работы по составлению такого банка данных в нашей стране не проводилась.

Естественно, что Госкомиссия столкнулась с серьезными трудностями объективного характера, которые связаны, прежде всего, с отсутствием систематизированной и полной информационно-архивной базы по этой проблеме. Нужно принять по внимание и тот факт, что фашисты, грабя музеи, библиотеки, учреждения культуры, педантино вывозили их инвентарные книги, куталоги, учную документацию. Поэтому, чтобы восстановить картину утрат, нами предприняты широкомасштабные архивные исследования и обнаруженные материалы систематизируются специалистами Министерства культуры.

Результатом этой работы явилась подготовка и издание в 1999 году первых томов Сводного каталога похищенных и утраченых культурных ценностей России: 1 том - Государственный музей-заповедник "Царское Село", книга 1 "Екатерининский дворец" и том 3 - "Государственная Третьяковская галерея", "Государственный Русский музей", а также том 4 - Государственные архивы Российской Фудерации, книга 1 "Утраченные архивные фонды".

Готовяться к изданию очередные тома потерь: дворцов-музеев Екатерининского, Павловского, Петергофа, Александровского, музеев Смоленска и Новгорода.

Одним из главных направлений работы Госкомиссии, и, следовательно, Минкультуры России, является создание и совершенствование правовой базы и определение правового статуса перемещенных культурных ценностей иностранного происхождения на основе существовавшего международно-правового режима периода 1943-1949 годов, так и существующих общепринятых норм международного права.

Определенный правовой вакуум в нашем национоальном законодательстве наблюдался до 15 апреля 1998 года, в связи с чем Государственная Дума приняла 21 апреля 1995 года постановление "О моратории на возвращение культурных ценностей, перемещеных в годы Великой Отечественной войны". Дума постановила: "Ввести мораторий на принятие любых решений по вопросам, связанным с возвращением культурных ценностей, перпемещенных в годы Великой Отечественной войны, до принятия федерального закона по этому вопросу".

Необходимо отметить, что проблема заполнения существовавшего правового вакуума волновала всех причастных к этой проблеме.

Только в период 1995 - 1996 годов, Министерством культуры рассмотрены 7 вариантов проекта закона о праве собственности на культурные ценности, перемещенные в результате Второй мировой войны. В ходе работы над проектами Министерство культуры координировало экспертно-правовую деятельность около 20-ти заинтересованных министерств и ведомств. К этой работе были подключены авторитетные научные институты системы Российской Академии Наук. Проекты закона обсуждались на трех специальных заседаниях Государственной комиссии по реституции культурных ценностей. Специалисты Минкультуры участвовали в трех парламентских слушаниях по законопроекту в Госдуме.

Таким образом, деятельность федеральных органов исполнительной власти по законотворческой работе велась в обстановке широкой гласности с учетом общественного мнения.

Понятно, что проблемы реституции с точки зрения исторического опыта нашего народа сложны и деликатны. Память об ужасах войны, людских потерях, которые составляют более 20 миллионов человек, о разрушенной экономике и периоде ее восстановления, разграбленном и уничтоженном культурном достоянии и в тоже время не сломленном духе народа и защитников Отечества, требуют от нас весьма взвешенного и осторожного подхода к проблеме реституции. Но мы также должны понимать, что от фашизма пострадало не только наше Отечество. Восстановление исторической справедливости - это миссия сильного и уверенного в своей правоте народа и народы бывшего Союза ССР совместно с народами государств, объединенными в антигитлеровскую коалицию, достойно исполнили свою великую миссию. Восстановление исторической справеливости по перемещенным культурным ценностям на основе права - это норма, которую мы должны также достойно соблюсти.

Начиная с 50-х годов ведущие музейные работники Эрмитажа, музея изобразительных искусств имени Пушкина неоднократно ставили вопрос о необходимости раскрытия "особых фондов" с целью ознакомления общественности с шедеврами западноевропейского искусства, находящимися в составе перемещенных культурных ценностей. Но, к сожалению, вопрос длительное время не решался. И только в апреле 1994 года по собственной инициативе Министерство культуры издает приказ, который в целях оказания содействия Государственной комиссии по реституции культурных ценностей и обеспечения переговорного процесса с заинтересованными иностранными государствами по вопросам взаимного возвращения произведений искусства, перемещенных в результате Второй мировой войны, вводит в культурный оборот произведения искусства из особого фонда и разрешает их экспонирование. На основании этого приказа были организованы выставки в Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Государственной библиотеке иностранной литературы имени Рудомино, которые пользовались огромной популярностью.

С введением в действие Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" ситуация правового вакуума в корне изменилась. Мы получили Закон, определяющий правовой статус перемещенных культурных ценностей и процедуру принятия по ним решений. Федеральный закон, необходимо отметить, устанавливает внесудебную процедуру рассмотрения и разрешения на межправительственном уровне претензий о возврате перемещенных культурных ценностей, что не исключает для заинтересованных лиц доступ к правосудию, то есть судебный порядок, для установления и защиты права собственности на те культурные ценности, которые не могли быть объектами компенсаторной реституции.

Участники конференции хорошо знают, что настоящий Закон, стал по инициативе Президента Российской Федерации объектом проверки конституционности некоторых его положений и горячего обсуждения на заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации. Необходимо отметить, что руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей Анатолий Иванович Вилков и бывший начальник отдела реституции Валерий Дмитриевич Кулешов приняли активное участие в работе Конституционного Суда и неоднократно выступали в ходе его заседаний. Итогом рассмотрения запроса Президента Российской Федерации явилось провозглашение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года по делу о проверке конституционности Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", в котором дается четкое обоснование законодательных норм, определена и разграничена сфера законодательного регулирования. Постановление определило соответствие положений закона о перемещенных культурных ценностях конституционным и действующим международным правовым актам, в том числе и по правам собственности, которые должны применяться в отношении перемещенных культурных ценностей. Ряд положений Федерального закона признаны Конституционным судом не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частями первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее постановление Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. Это значит, что при образовании правового пробела по положениям, признанными неконституциоными, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Возникла необходимость приведения закона о перемещенных культурных ценностях в соответствие с Конституцией Российской Федерации с учетом постановления Конституционного Суда РФ.

Депутатами Комитета по культуре Государственной Думы был подготовлен законопроект о внесение изменений и дополнений в Федеральный закон о перемещенных культурных ценностях, который был рассмотрен Советом Государственной Думой и который на заседании 30 ноября 1999 года был принят Государственной Думой в первом чтении.

Одновременно, в соответствии с поручениями Президента РФ и поручением Правительства РФ, Министерство культуры также подготовило законопроект, который в полной мере учитывает постановление Конституционного Суда. Законопроект, согласованный со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представлен в Правительство Российской Федерации для решения вопроса о внесении его в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.

Мы уверены, что Депутатами принят такой Федеральный закон, который устранит конституционные противоречия, отмеченные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года.

К сожалению должен отметить, что в вопросе перемещенных культурных ценностей и в деятельности по внесению изменений и дополнений в закон о перемещенных культурных ценностей возникает в общественном мнении ажиотажная ситуация. Даже такие авторитетные газеты как "Известия" и "Коммерсантъ", "Сегодня" допускают непростительные неточности, говорящие о некомпетентности авторов статей. В "Коммерсанте" путаются названия законапректов, выявляется абсолютное незнание истории их рассмотрения в Государственной Думе. Говорится о том, что Конституционный Суд Российской Федерации утвердил жесткий вариант, направленный на невозвращение фактически всех перемещенных в войну и после нее в Россию ценностей ("Коммерсанть" от 23 марта 2000 года, статья "Путин прошел тест на реституцию"). Мы же можем сказать что газета "Коммерсанть", к сожалению, не прошла тест на компетентное освещение этой проблемы. А ведь ситуация совершенно нормальная, когда, в соответствии с Регламентом работы Государственной Думы, после принятия законопроекта в первом чтении, вносятся замечания и предложения Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Причем речи о возврате закона на доработку, как пишет "Коммерсантъ", даже быть не может, ибо в Государственную Думу поступают замечания и предложения на представленный законопроект. Но все переворачивается "с ног на голову". Газета "Сегодня" от 28 марта с.г. вдруг стала утверждать в статье "Время подсчитать артефакты", что "по мнению экспертов, большая часть находящихся в спецхранах трофейных ценностей принадлежала не Германии, а оккупированным ею странам". Кто эти эксперты, которые дали это заключение, как и что они подсчитывали? Цитирую далее: "Россия не располагает списком собственных ценностей, утраченных в годы войны". Россия не располагает полным списком утрат и потерь - это да. Сколько музеев, библиотек, учреждений культуры было просто уничтожено в ходе нацистских военных операций - как можно учесть исчезнувшие музейные экспонаты и культурные ценности, если даже учетная документация в большинстве уничтожена и цифры могут быть весьма приблизительными. Но специалисты Минкультуры России постепенно восстанавливают общую картину потерь. В результате поисковой и научно-исследовательской работы сформированные списки потерь (40 тысяч наименований) официально переданы Правительству ФРГ. Эго тоже, конечно, не полный список.

Газета "Комсомольская правда" и газета "Завтра" от 5 апреля публикуют одно и тоже письмо Валерия Фатеева, главного специалиста по охране памятников Московского городского отделения ВООПИК, в котором он взволнованно пишет о якобы готовящемся "обмене" культурными ценностями с Германией. Удивляет и поражает, что автор, являясь главным специалистом, даже не знает какими законодательными и нормативными правовыми актами регулируется деятельность в вопросах необходимости, я обращаю ваше внимание, возвращения незаконно ввезенных культуных ценностей. Автор допускает искажение понятий, фактов, позиций. В сознании автора, тексте его письма доминируют эмоции, а не действительность и право. Его обращение публикуется под хлесткими заголовками: "Шило на мыло" (газета "Комсомольская правда"), "Шедевры на вынос" в рубрике "Скандал" газеты "Завтра") Наш же комментарий, данный корреспонденту "Комсомольской правды", преподносится в весьма приблизительной точности. И только предпринятые экстренные меры по внесению принципиальных уточнений и изменений в текст комментария, который, кстати, по нашей настоятельной просьбе прислан по факсу для ознакомления в набранном, а не рукописном виде, и всего лишь за две минуты до подписания номера в тираж(!), позволили мне, как чиновнику Минкультуры, не выглядеть в глазах читателей мягко говоря - дурно.

Должен отметить, что ажиотаж создается некомпетентными специалистами и журналистами. Убежден, что в столь деликатной и острой теме должны работать высококвалифицированные профессионалы.

Федеральный закон о перемещенных культурных ценностях в статье 16 предусматривает деятельность полномочного федерального органа по сохранению культурных ценностей и наделяет его определенными полномочиями в целях осуществления контроля за сохранностью перемещенных культурных ценностей и подготовки решений по вопросам, касающимся прав собственности на эти ценности. Также эта статья регламентирует необходимость создания в качестве коллегиального совещательного органа Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны.

Предложения Министерства культуры Российской Федерации по наделению его функциями полномочного федерального органа и по составу Межведомственного совета будут рассмотрены Правительством Российской Федерации после принятия Государственной Думой Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации".

При этом необходимо отметить как фактор безусловно положительный, что в начавшемся процессе формирования и совершенствования законодательного поля по вопросам перемещенных культурных ценностей начинает играть все большую роль его соответствие конституционным и международным правовым нормам. уам, в случае наделения Минкультуры соответствующими полномочиями, еще предстоит большая работа по фактическому созданию и приведению в соответствие нормативной правовой базы, которую предопределит законодатель. И только после этого мы сможем приступить к практической деятельности по изучению фонда, изучению реституционных претензий, выявлению собственности бывших неприятельских государств и обращению ее в федеральную собственность, и подготовке решений по вопросам, касающимся прав собственности на эти ценности.

Необходимо остановиться на проблеме сохранности перемещенных культурных ценностей. Режим особого хранения перемещенных культурных ценностей делал практически невозможным его систематизацию и каталогизацию. Сегодня мы имеет ситуацию, когда этот массив культурных ценностей мало или практически не изучен.

Закон о перемещенных культурных ценностях не определил учреждениям культуры необходимости осуществлять режим "особого" хранения перемещенных культурных ценностей. Во исполнение Федерального закона и постановления Конституционного суда Министерство культуры 2 марта сего года издало приказ, в соответствии с которым учет и хранение государственными музеями музейных предметов и музейных коллекций, подпадающих под действие закона о перемещенных культурных ценностях, осуществляется на общих основаниях в соответствии с установленным для музейных предметов и музейных коллекций, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, порядком. Положено начало большой работе. Вместе с тем, допуск в хранилища в каждом конкретном случае может быть осуществлен с разрешения Министерства культуры.

Безусловно, в столь короткое выделенное время рассказать о работе Министерства культуры Российской Федерации в полном объеме не представляется возможным. Но об общей картине, условиях работы, надеюсь, участники конференции теперь имеют представление.


Автор:  ТИТОВ Ю.К.
Статус (кем работает или откуда):  Министерство культуры Российской Федерации, Москва, Россия

Возврат к списку


© 2006—2024 Entwicklung und Unterstützung: HauptInformationsverarbeitungszentrum des Ministeriums für Kultur Rußlands