Более ста картин из Русского музея значатся в списке утраченных во время войны.
Это полотна Тропинина, Венецианова, Левитана, Шишкина, Федотова, Сурикова, Нестерова, Верещагина, Коровина, Бакста, Серова, Сомова.
И среди них «Портрет Петра Басина» Ореста Кипренского, неожиданно появившийся в конце прошлого года в Вене на аукционе «Кристис» и приобретенный за 170 тысяч долларов неизвестным частным лицом.
«МН» уже писали о благотворительной распродаже 1 ООО предметов искусства, проведенной в ноябре 1996 года в Вене аукционным домом «Кристис» совместно с Союзом еврейских общин Австрии («МН» № 46,1996). Эти вещи почти 50 лет находились в средневековом монастыре города Марбаха недалеко от Вены. Считается, что во время войны они были конфискованы нацистами у евреев Австрии. Поэтому в 1995 году австрийский парламент передал ценности, чьи довоенные владельцы не объявились, Союзу еврейских общин Австрии. «МН» напечатали репродукцию одной из картин, проданных на аукционе, - портрет художника Петра Басина работы Кипренского, написанный в Италии в 1829 году. Молодой Басин изучал тогда в Ватикане фрески Рафаэля. Позднее в Петербурге ему доверили оформлять Зимний дворец.
Вскоре после публикации «МН» выяснилось, что картина Кипренского до войны принадлежала Русскому музею. По словам старшего научного сотрудника Третьяковской галереи Ольги Алленовой, одного из авторов каталога к выставке Ореста Кипренского, проведенной Русским музеем и Третьяковкой в 1982 году, портрет Басина значился в каталоге экспозиции художника в Русском музее в 1936 году. Входил он и в каталог выставки Кипренского в Третьяковке в 1938 году. А на третьей выставке в 1982 году уже не упоминался. Как говорили Алленовой ее коллеги из Русского музея, портрет был зачислен в «военные потери».
Историю этой потери «МН» удалось воссоздать благодаря документам из российских и немецких архивов, любезно предоставленных сотрудником отдела реституции Минкульта России Николаем Никандровым и историком Маргаритой Зинич, которые более пяти лет собирают сведения о российских ценностях, утраченных в ходе второй мировой войны.
Русский музей приобрел портрет Басина вместе со всей живописной коллекцией сахарозаводчика Терещенко у его вдовы и сына в 1918 году. В музее он благополучно находился до 1940 года, когда была сформирована одна из «передвижек»- выставок, которые лучшие музеи страны посылали в провинцию. 183 картины под названием «Основные этапы русской живописи» отправились по маршруту Нальчик - Керчь.
В начале лета 1941 года коллекция Русского музея оказалась в Керчи. В первые дни войны ее передали на хранение в Алупку во дворец-музей графа Воронцова. Затем экспонаты самого дворца и картины из Ленинграда было решено эвакуировать, однако не успели.
О том, что позднее случилось в алупкинском дворце, зафиксировано в российских и немецких документах полувековой давности.
Воронцовский дворец, где располагались блестящая коллекция отечественного и западного искусства и не менее уникальная библиотека, собранные поколениями его владельцев, был разграблен. Поначалу вещи из дворца забирали немецкие офицеры. Иные даже вручали растерянным сотрудникам какие-то расписки. Другие и вовсе не церемонились. Например, некий капитан Дотман срезал ножом персидские ковры-гобелены с вытканными на них портретами шахов из династии Фатх Али.
Затем Воронцовский дворец посетили представители крымского отделения штаба Розен-берга (он руководил массовым вывозом культурных ценностей из всей оккупированной Европы). И коллекции дворца, библиотека и 156 картин Русского музея отбыли в Германию.
Неизвестно, все ли похищенное было возвращено после войны во дворец. Крым - ныне территория другого государства, с которым Россия, к сожалению, не обменивается информацией о розыске своих культурных ценностей. В 1948 году Русскому музею удалось вернуть только 44 найденные в Германии картины. Позднее еще 4 были обнаружены в Симферопольском краеведческом музее, а в Алупке - работа Сильвестра Щедрина. Лет двадцать назад Русскому музею сообщили, что где-то в Германии видели полотно Никанора Чернецова «Развалины церкви в Кутаиси» с номерами Русского музея. По дипломатическим каналам картину попытались вернуть, но безуспешно.
Работа Кипренского, появившаяся на аукционе «Кристис», из той же «передвижки»! 1940 года, что дает основание предположить: в монастыре Марбаха могли находиться и другие картины из Русского музея, и не только оттуда. Нашим музейщикам лишь раз представилась возможность это выяснить, когда в 1986 году Австрия попросила СССР прислать данные о военных художественных потерях. В Русском музее говорят, что такие документы у них были подготовлены. Но, видимо, результатов не принесли. Свидетельство - проданный с торгов Кипренский!
Автор: Татьяна АНДРИАСОВА Дата публикации: 1997-01-19 00:00:00 Источник: "Московские новости" |