Музей изобразительных искусств имени Пушкина продолжает раскрывать свои спецхраны, где полвека втайне лежали художественные ценности, вывезенные в 1945 году из Германии в качестве трофеев.

На этот раз настал черед так называемого золота царя Приама.

Его нашел в Турции в 1873 поду, исследуя холм Гиссарлык в надежде раскопать легендарную Трою, один из богатейших коммерсантов Европы, авантюрист и мечтатель, археолог-любитель Генрих Шлиман. За время своих экспедиций он обнаружил 19 кладов, которые уже в наши дни английский исследователь Дональд Истон разделил на 21.

По завещанию Шлимана, его коллекции должны были перейти в собственность той нации, «которую,- как писал археолог, - я люблю и ценю больше всего». В свое время он предлагал их греческому правительству, затем французскому. Одному русскому барону Шлиман писал в 1876 году в Петербург: «Когда несколько лет назад меня спросили о цене моей троянской коллекции, я назвал цифру 80 000 фунтов. Но я провел двадцать лет в Петербурге и все мои симпатии принадлежат России, поскольку я бы очень хотел, чтобы эта коллекция попала именно в эту страну, я прошу у русского правительства 50 000 фунтов и в случае необходимости готов даже снизить эту цену до 40 000 фунтов». Однако коллекции Щлимана попали на «вечное владение и сохранение» в Берлин. В этом городе его избрали почетным членом антропологического общества, а несколько позже ему присвоили звание почетного гражданина Берлина.

Вначале коллекции Шлимана были выставлены в Музее народоведения, а в 1922 году переехали в Музей истории. В сентябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война, специальным распоряжением Гитлера троянские клады вместе с другими ценностями Музея древнейшей и древней истории упаковали в три ящика и перевезли в бетонированный бункер на территории берлинского зоопарка. Там весной 1945 . и обнаружили их советские искусствоведы, занимавшиеся отбором и отправкой немецких ценностей в Советский Союз. Ящики погрузили в военно-транспортный самолет и отправили в Москву. Одну часть шлимановской коллекции, а именно 259 предметов из золота, серебра, горного хрусталя и камня - уникальных свидетельств эпохи ранней бронзы Малой Азии и Греции оставили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, а остальные 414 экспонатов (из бронзы и керамики) передали в Эрмитаж. Поначалу к тогдашнему директору Пушкинского музея, скульптору Сергею Меркурову, не раз захаживали первые люди государства, маршалы, генералы, общественные деятели, чтобы увидеть трофейные ценности. Меркуров с гордостью показывал им картины из Дрезденской галереи, возможно, демонстрировал и троянские находки. Но в 1949 году все вывезенное из Германии уходит в секретные фонды. Их ненадолго открывают лишь в 1955 и 1958 годах, когда ГДР эффектно передают якобы спасенные картины из Дрезденской галереи и еще ряд уникальных произведений. На самом же деле, как следовало из совершенно секретного постановления ГКО 9256 от 26 июня 1945 года, две тысячи экспонатов из Дрезденской галереи предполагалось включить в собрание Музея изобразительных искусств имени Пушкина, превратив его в музей мирового значения. Но власть так и не решилась претворить столь грандиозную идею. В 196l году директором Пушкинского музея становится Ирина Антонова. По ее словам, каждому из министров культуры СССР, начиная от Фурцевой и кончая Губенко, она задавала вопрос, когда же наконец спецхраны можно будет открыть. Министры менялись, но суть их ответов была одна: торопиться не стоит. Однако в конце 80-х на Западе уже точно знали, где находится троянское золото.

Наконец в октябре 1994 года по специальному разрешению министра культуры России Евгения Сидорова к коллекции Шлимана допустили группу экспертов из государственных берлинских музеев. Среди них были директор и главный хранитель Музея древнейшей и древней истории, которые проверили каждую вещь из коллекции по единственному каталогу кладов Шлимана, написанному немецким ученым Губертом Шмидтом и изданному в 1902 году. Ученые из Германии официально заявили, что все экспонаты из шлимановской коллекции - подлинники.

Особый интерес у специалистов - к четырем топорам из троянских сокровищ, выполненным из лазурита и разных сортов нефрита. Существовала версия, что Шлиман обнаружил на раскопках лишь один топор, а остальные – подделки, сделанные по заказу взбалмошного миллионера. Он якобы считал, что несколько топоров – более убедительное доказательство их уникальности для ученых, которым демонстрировал спои находки. Сотрудники Пушкинского музея Михаил Трейстер и Владимир Толстиков, хранители троянских сокровищ, проведя серьезную научную работу, пришли к выводу, что все каменные орудия труда Шлиман действительно раскопал.

В течение года знаменитые топоры, а также древние ювелирные золотые вещи из кладов Шлимана, такие, как большая и малая диадемы, ладьевидный и малые кубки, серьги-корзиночки с подвесками, бусы-браслеты, шейные гривны, всего 259 экспонатов, будут выставлены в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в зале Подлинников античного искусства. Он, кстати, открыт в 1974 году по предложению Ирины Антоновой (в нем находится постоянная экспозиция предметов античной культуры, найденных на археологических раскопках в Крыму), По этому случаю зал заново отремонтирован и оснащен новейшим оборудованием. Весомые материальные затраты музею компенсирует его генеральный и единственный спонсор - Столичный банк сбережений, поддержавший «Троянское золото» 300 тысячами долларов. А каталог к нему выпустил за свой счет итальянский издатель Леонардо Мондадори, с условием, конечно, что часть тиража он продаст на западном рынке сам.

Коллекция Шлимана занимает центральный неф зала и размещена в специально заказанных 19 витринах. В боковых нефах - вещи античной коллекции музея. Посетители познакомятся с планами троянского городища, где указаны места найденных кладов. Впервые из запасников музея выставляется портрет Генриха Шлимана художника Аронсон-Ануро. Директор международного проекта «Троя» профессор Тюбингенского университета Манфред Корфман, с 1986 года продолживший дело Шлимана, предоставил музею для демонстрации на выставке видеокассеты о современных раскопках Трои.
На открытие выставки приглашены ведущие ученые-археологи из Греции, США, Турции, Германии. Из Чехии, возможно, приедут потомки Шлимана, но линии его первой русской жены..

Что же касается дальнейшей судьбы троянского золота, то, по словам Ирины Антоновой, если в течение года его юридический статус не будет определен в соответствии с законом о перемещенных культурных ценностях (в ближайшее время он должен рассматриваться в Думе), клады Генриха Шлимана еще на год останутся в зале Подлинников античного искусства.


Автор:  Татьяна Андриасова
Дата публикации:  1996-04-14 15:45:25
Источник:  «Московские новости»

Возврат к списку


© 2006—2024 Разработка и поддержка: ГИВЦ Минкультуры России