Музей изобразительных искусств имени Пушкина продолжает раскрывать свои спецхраны, где полвека втайне лежали художественные ценности, вывезенные в 1945 году из Германии в качестве трофеев. На этот раз настал черед так называемого золота царя Приама. Его нашел в Турции в 1873 поду, исследуя холм Гиссарлык в надежде раскопать легендарную Трою, один из богатейших коммерсантов Европы, авантюрист и мечтатель, археолог-любитель Генрих Шлиман. За время своих экспедиций он обнаружил 19 кладов, которые уже в наши дни английский исследователь Дональд Истон разделил на 21. По завещанию Шлимана, его коллекции должны были перейти в собственность той нации, «которую,- как писал археолог, - я люблю и ценю больше всего». В свое время он предлагал их греческому правительству, затем французскому. Одному русскому барону Шлиман писал в 1876 году в Петербург: «Когда несколько лет назад меня спросили о цене моей троянской коллекции, я назвал цифру 80 000 фунтов. Но я провел двадцать лет в Петербурге и все мои симпатии принадлежат России, поскольку я бы очень хотел, чтобы эта коллекция попала именно в эту страну, я прошу у русского правительства 50 000 фунтов и в случае необходимости готов даже снизить эту цену до 40 000 фунтов». Однако коллекции Щлимана попали на «вечное владение и сохранение» в Берлин. В этом городе его избрали почетным членом антропологического общества, а несколько позже ему присвоили звание почетного гражданина Берлина. Вначале коллекции Шлимана были выставлены в Музее народоведения, а в 1922 году переехали в Музей истории. В сентябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война, специальным распоряжением Гитлера троянские клады вместе с другими ценностями Музея древнейшей и древней истории упаковали в три ящика и перевезли в бетонированный бункер на территории берлинского зоопарка. Там весной 1945 . и обнаружили их советские искусствоведы, занимавшиеся отбором и отправкой немецких ценностей в Советский Союз. Ящики погрузили в военно-транспортный самолет и отправили в Москву. Одну часть шлимановской коллекции, а именно 259 предметов из золота, серебра, горного хрусталя и камня - уникальных свидетельств эпохи ранней бронзы Малой Азии и Греции оставили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, а остальные 414 экспонатов (из бронзы и керамики) передали в Эрмитаж. Поначалу к тогдашнему директору Пушкинского музея, скульптору Сергею Меркурову, не раз захаживали первые люди государства, маршалы, генералы, общественные деятели, чтобы увидеть трофейные ценности. Меркуров с гордостью показывал им картины из Дрезденской галереи, возможно, демонстрировал и троянские находки. Но в 1949 году все вывезенное из Германии уходит в секретные фонды. Их ненадолго открывают лишь в 1955 и 1958 годах, когда ГДР эффектно передают якобы спасенные картины из Дрезденской галереи и еще ряд уникальных произведений. На самом же деле, как следовало из совершенно секретного постановления ГКО 9256 от 26 июня 1945 года, две тысячи экспонатов из Дрезденской галереи предполагалось включить в собрание Музея изобразительных искусств имени Пушкина, превратив его в музей мирового значения. Но власть так и не решилась претворить столь грандиозную идею. В 196l году директором Пушкинского музея становится Ирина Антонова. По ее словам, каждому из министров культуры СССР, начиная от Фурцевой и кончая Губенко, она задавала вопрос, когда же наконец спецхраны можно будет открыть. Министры менялись, но суть их ответов была одна: торопиться не стоит. Однако в конце 80-х на Западе уже точно знали, где находится троянское золото. Наконец в октябре 1994 года по специальному разрешению министра культуры России Евгения Сидорова к коллекции Шлимана допустили группу экспертов из государственных берлинских музеев. Среди них были директор и главный хранитель Музея древнейшей и древней истории, которые проверили каждую вещь из коллекции по единственному каталогу кладов Шлимана, написанному немецким ученым Губертом Шмидтом и изданному в 1902 году. Ученые из Германии официально заявили, что все экспонаты из шлимановской коллекции - подлинники. Особый интерес у специалистов - к четырем топорам из троянских сокровищ, выполненным из лазурита и разных сортов нефрита. Существовала версия, что Шлиман обнаружил на раскопках лишь один топор, а остальные – подделки, сделанные по заказу взбалмошного миллионера. Он якобы считал, что несколько топоров – более убедительное доказательство их уникальности для ученых, которым демонстрировал спои находки. Сотрудники Пушкинского музея Михаил Трейстер и Владимир Толстиков, хранители троянских сокровищ, проведя серьезную научную работу, пришли к выводу, что все каменные орудия труда Шлиман действительно раскопал. В течение года знаменитые топоры, а также древние ювелирные золотые вещи из кладов Шлимана, такие, как большая и малая диадемы, ладьевидный и малые кубки, серьги-корзиночки с подвесками, бусы-браслеты, шейные гривны, всего 259 экспонатов, будут выставлены в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в зале Подлинников античного искусства. Он, кстати, открыт в 1974 году по предложению Ирины Антоновой (в нем находится постоянная экспозиция предметов античной культуры, найденных на археологических раскопках в Крыму), По этому случаю зал заново отремонтирован и оснащен новейшим оборудованием. Весомые материальные затраты музею компенсирует его генеральный и единственный спонсор - Столичный банк сбережений, поддержавший «Троянское золото» 300 тысячами долларов. А каталог к нему выпустил за свой счет итальянский издатель Леонардо Мондадори, с условием, конечно, что часть тиража он продаст на западном рынке сам. Коллекция Шлимана занимает центральный неф зала и размещена в специально заказанных 19 витринах. В боковых нефах - вещи античной коллекции музея. Посетители познакомятся с планами троянского городища, где указаны места найденных кладов. Впервые из запасников музея выставляется портрет Генриха Шлимана художника Аронсон-Ануро. Директор международного проекта «Троя» профессор Тюбингенского университета Манфред Корфман, с 1986 года продолживший дело Шлимана, предоставил музею для демонстрации на выставке видеокассеты о современных раскопках Трои. Что же касается дальнейшей судьбы троянского золота, то, по словам Ирины Антоновой, если в течение года его юридический статус не будет определен в соответствии с законом о перемещенных культурных ценностях (в ближайшее время он должен рассматриваться в Думе), клады Генриха Шлимана еще на год останутся в зале Подлинников античного искусства. Автор: Татьяна Андриасова Дата публикации: 1996-04-14 15:45:25 Источник: «Московские новости» |