Разрешите приветствовать всех участников семинара от имени Министерства Культуры Российской Федерации и выразить надежду на конструктивную совместную работу. Мы искренне рады видеть всех вас и, в качестве участников этого семинара, готовы обсуждать вопросы, которые являются темой семинара. Тема конференции действительно очень важная и очень нужная - "жесты доброй воли". Как вы знаете, нормативная правовая база Российской Федерации в области перемещённых культурных ценностей состоит из трех основополагающих документов: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 20 июля 1999 г. № 12-П, Федерального закона "О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2001 года № 174 "О мерах по реализации Федерального закона "О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Я должен сказать, что моя миссия достаточно сложна на этом семинаре, поскольку я представляю федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, которому Правительство Российской Федерации поручило исполнять функции полномочного федерального органа по сохранению культурных ценностей, деятельность которого предусмотрена в статье 16 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Минкультуры России реализует государственный подход к проблеме перемещенных культурных ценностей, а доминантой темы семинара является развитие общественных движений, ибо указанный закон не предполагает возвращение перемещенных культурных ценностей жестами доброй воли в обычном их понимании. Именно в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в пункте 4 устанавливающей части дается обоснование государственного подхода в обосновании возвращения перемещенных культурных ценностей в качестве жеста доброй воли. Приведу выдержку из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации: ".возврат тех перемещенных культурных ценностей, которые находились в собственности Германии и ее бывших военных союзников - собственности государственной, частной, муниципальной, общественных и иных организаций и объединений и были ввезены в Союз ССР в порядке компенсаторной реституции на законных основаниях, может иметь место либо в порядке взаимовыгодного обмена в рамках международного сотрудничества на основе заключения международных договоров, либо как дружественный акт России в отношении бывшего неприятельского государства, проявление доброй воли и гуманизма, как это предусмотрено, в частности, подпунктом 3 статьи 8 Закона в отношении собственников из бывших неприятельских государств - жертв нацизма". Таким образом, Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) предопределил принципы гуманизма в отношении возможности возврата перемещенных культурных ценностей, установив в статьях 7, 9, 10, 12, 18 и 19 процедуру принятия решений по их отчуждению. Государственный подход к урегулированию имеющихся и возможных претензий иностранных государств на перемещенные культурные ценности установлен Федеральным законом и дифференцирован по группам государств: страны СНГ, подвергшиеся оккупации, заинтересованные государства, бывшие неприятельские государства, - и в целом направлен на защиту интересов Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации в своей работе по подготовке решений по вопросам, касающимся прав собственности на перемещенные культурные ценности, действует в строгом соответствии с нормами Федерального закона. Для Российской Федерации актуальной остается проблема возвращения ее культурных ценностей, разграбленных и незаконно вывезенных бывшими неприятельскими государствами в ходе Второй мировой войны.
В большинстве случаев восстановить картину российских потерь чрезвычайно сложно, так как при изъятии культурных ценностей фашисты уничтожали инвентарные книги по учету этих ценностей. Бесчисленное количество культурных ценностей просто уничтожено в ходе боевых и карательных операций агрессора. Перед Министерством культуры Российской Федерации стоит сложная задача восстановления реальной картины утраченного культурного достояния. Мы уже приступили и ведем целенаправленные широкомасштабные работы по выявлению архивных материалов, их систематизации и изданию Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в годы Второй мировой войны. Предусмотрено издание 30 томов этого уникального научного труда российских ученых и специалистов. К настоящему времени издано 5 томов каталога на русском и английском языках, которые направлены в посольства иностранных государств, крупнейшие аукционные дома, ведущим специалистам мира в области реституции культурных ценностей. Министерством готовятся к изданию последующие 4 тома Сводного каталога. Планируется перевод Сводного каталога на CD-ROM и его размещение в сети Интернет. Данный каталог по существу является систематизированной базой данных возможных претензий на перемещенные культурные ценности Российской Федерации, в случае обнаружения которых на государственном хранении в иностранных государствах, Министерство культуры Российской Федерации в установленном порядке предпримет необходимые действия по их возвращению. Выявление культурных ценностей российского происхождения, которые находятся на Западе в частных коллекциях, и систематизация сведений о них являются весьма сложной проблемой. Однако издание Сводного каталога, обеспечивающего широкую гласность об утратах культурного достояния России, призвано содействовать решению и этой задачи. Вместе с тем, следует иметь в виду, что на основе общепризнанных норм международного права и национального законодательства иностранного государства, а также при условии открытого и добросовестного частного владения перемещенными культурными ценностями российского происхождения, они в большинстве своем уже стали частной собственностью. Такая же норма в соответствии с нормами международного частного права закреплена и в Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 234 "Приобретательская давность"), и в Законе Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (статья 43 "Права добросовестного приобретателя культурных ценностей"). Возвращение перемещенных культурных ценностей российского происхождения, попавших в частные коллекции, возможно в порядке жеста доброй воли со стороны их владельцев. И мы искренне рады, что этот процесс, который иногда называют "народной дипломатией" начался (пока что только с Германией). Мы сделали первые взаимные шаги по активизации народной дипломатии. Мы надеемся, что на семинаре будет уделено должное внимание обсуждению этой темы. И как представляется это и есть тема семинара. Начало положено. Ряд произведений, перемещенных в Германию во время Великой Отечественной войны и обнаруженных в государственном и частном владении, удалось вернуть в фонды российских музеев по месту происхождения. Среди них: акварель неизвестного художника XVII века "Вид Монрепо" (выявлена в Национальном музее г. Вроцлав, Польша) возвращена в Павловский дворец-музей; Картина О.Кипренского "Портрет художника Басина" выявлена в собрании американского коллекционера Р.Лаудера. безвозмездно возвращена в Государственный Русский музей; Живописное полотно Ричи "Свадебная церемония царя". Из Германии возвращена профессором. В.Айхведе. передана в Екатерининский дворец по принадлежности; Икона "Образ Богородицы Псково-Покровской" (Видение старца Дорофея). Из частного владения передана германским властям. Возвращена в Россию. Находится в распоряжении Патриархии; Фрагмент Янтарной комнаты (одна из четырех мозаик) и комод из Янтарной комнаты. Обнаружены в Германии в частном владении в г. Бремене. Возвращены в Екатерининский дворец; Колокол из церкви старая Руса, находился в г.Любеке (Германия). Мы понимаем, что возращено очень и очень не много, но надо учесть и то обстоятельство, что именно выявление таких ценностей является весьма сложной и во многом деликатной проблемой. Министерство культуры Российской Федерации восстановило право собственности: Бременского Кунстхалле на 101 рисунок старых западноевропейских мастеров, происходящих из его собрания, и переданных неизвестным гражданином России в 1992 году в посольство ФРГ для возвращения музею; Дрезденской галереи на картину "Почивающая несушка", переданной неизвестным гражданином России в 1992 году в посольство ФРГ для возвращения галерее; Дрезденской галереи на картину "Хейдукей", переданной Государственному министру ФРГ профессору Ю.Нида-Рюмелину российским коллекционером и предпринимателем Т.Р.Тимербулатовым во время посещения Царского села Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и канцлером ФРГ Г.Шрёдером. Также необходимо учесть, что в период 1957-1959 годы Союз ССР предал ГДР в порядке жеста доброй воли из числа перемещенных культурных ценностей, поступивших в СССР в порядке осуществления его права на компенсаторную реституцию, 1 миллион 870 тысяч предметов музейного хранения. Сегодня два немецких государства объединены в одно, и факт возвращения такого значительного количества перемещенных культурных ценностей именно в порядке жеста доброй воли нельзя не учитывать. Для нас это означало и означает реализацию принципов гуманизма. В развитии народной дипломатии на двусторонней основе мы видим начало отношений, которые имеют перспективный характер. Весь мир хорошо знает, что Вторая мировая война - сложная война, жестокая война, что культурные ценности, которые подвергались нацистами разграблению и незаконному вывозу. Они сегодня в большинстве своём находятся в частном владении, поэтому организовать такое движение народной дипломатии для нас представляется очень и очень актуальным. Министерство культуры в соответствии с Федеральным законом готовит решения по определению права собственности на перемещенные культурные ценности, руководствуясь при этом его нормами и рекомендациями Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны, который создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2001 г. № 174, а также на основе представленных документов. В состав Межведомственного совета входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также наиболее авторитетные ученые, деятели культуры. Все вопросы по перемещенным культурным ценностям в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях Межведомственного совета. Его решения носят рекомендательный характер, но, как вы сами понимаете, Министерство культуры должно действовать в соответствии с рекомендациями Межведомственного совета. Но мы убеждены в том, что на заседаниях Межведомственного совета будут вырабатываться рекомендации, соответствующие нормам законодательства Российской Федерации. Вероятно есть необходимость остановиться более подробно на анализе постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2001 года № 174 "О мерах по реализации Федерального закона "О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". С образованием Межведомственного совета, действие которого предусмотрено Федеральным законом (ст. 16, п.4), упразднена Государственная комиссия по реституции культурных ценностей. Это не значит, что образован некий абсолютно новый орган, который решает поставленные задачи вне преемственности. Безусловно, многие члены Государственной комиссии стали членами Межведомственного совета. В основном это касается руководителей учреждений культуры, которые осуществляют хранение перемещённых культурных ценностей и видных деятелей науки и культуры. Этим постановлением утверждается положение о Межведомственном совете и его персональный состав. В компетенции Межведомственного совета рассмотрение вопросов, связанных с возвращением культурных ценностей, разграбленных и незаконно вывезенных в период Второй мировой войны бывшими неприятельскими государствами. Как я отмечал выше, Министерство культуры издаёт Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Это трудоемкая, но необходимая работа. Мир должен знать о реальных потерях культурных ценностей Россией. И это важно не только для нас. Кстати, нам очень помогает картотека Оккупационного штаба рейхсляйтера Розенберга. В ней достаточно подробно, с педантичностью, фиксировалось фактическое изъятие культурных ценностей. Вместе с тем вырисовывается парадоксальная ситуация уничтожения и грабежа культурных ценностей: Библиотека Орловского педагогического училища в довоенное время была признана одной из лучших европейских библиотек, содержала редчайшие издания, инкунабулы XV-XVII веков. По приезде в Орел немецкой трофейной команды выясняется, что фонды библиотеки разграблены расквартированной частью венгерской армии, учетная документация уничтожена, солдаты оккупационных войск сжигают книги, отапливая помещения. Из донесения ответственного за хранение опечатанных церквей в Новгороде мы узнаем, что церковная утварь (иконы, серебро, царские врата XVI века) разграблены солдатами и офицерами испанской воинской части. Не спасли от разграбления даже запретительные надписи на дверях храмов, сделанные на испанском и немецком языках. Картина разграбления и уничтожения российских культурных ценностей воссоздается чрезвычайно сложно, но приведенные эпизоды дают основания сделать вывод, что даже предпринятые широкомасштабные исследования по российским потерям культурных ценностей не будут полными. Основная задача Межведомственного совета - это предварительное рассмотрение претензий иностранных государств, которые поступают в Правительство Российской Федерации и дача соответствующих рекомендаций Министерству Культуры. Мы, рабочий аппарат Межведомственного совета, конечно же, на его заседания должны выносить подготовленные вопросы. Федеральный закон определил три категории государств и специфические не одинаковые условия, при выполнении которых возможна передача культурных ценностей. Первая категория - страны СНГ, которые входили в состав СССР и были подвергнуты оккупации. До распада СССР на его территории действовал единый правовой режим. Культурные ценности в рамках его границы свободно перемещались, организовывались межреспубликанские, межобластные выставки, осуществлялся обмен библиотечными фондами. Федеральный закон в статье 7 гарантирует право собственности этих республик на культурные ценности, которые оказались в составе перемещенных культурных ценностей, вывезенных Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны непосредственно из этих республик и которые составляли национальное достояние этих республик при условии предоставления их согласия обеспечить на основе принципа взаимности такой же подход к культурным ценностям России, перемещенным из бывших неприятельских государств в Союз ССР и находящимся на их территории. При возврате из Германии некоторые культурные ценности могли оказаться в том или ином хранилище вне места их постоянного хранения, откуда они были изъяты нацистским режимом. Так, например, произошло с 4 фресками из Михайловского Златоверхого собора, которые, как вы знаете, мы недавно передали Украине. Ситуация достаточно простая, но что бы их идентифицировать и установить государственную принадлежность фресок потребовалось два года работы совместной российско-украинской группы экспертов. Эксперты изучили материалы, нашли инвентарные книги и установили следующее. При изъятии музейных экспонатов из Киевского Архитектурного музея, где находились фрески собора, нацистами проставлялись инвентарные номера, начинающиеся на буквы А.М.-, что означало Architekturisches Museum. Но при возврате из Германии древнерусских фресок искусствоведы-эксперты расшифровали эти буквы как "Антоньевский монастырь", имея в виду, что в 1938 году в Великом Новгороде в Антоньевском монастыре был создан музей древнерусской фрески. Туда и были направлены, как выяснилось, фрески украинского происхождения. Как только Министерство культуры получило от Украины официальную ноту МИД с подтверждением о согласии принятия правового режима, основанного на принципе взаимности, и готовности действовать также в отношении культурных ценностей российского происхождения, которые могут оказаться на её территории, Министерство культуры Российской Федерации тут же приняло решение по восстановлению прав собственности Украины на эти 4 фрески. Вторая категория государств - это заинтересованные государства. Заинтересованные государства - это те, которые были частично или полностью оккупированы нацистским режимом во время Второй мировой войны. Федеральный закон при подаче претензий от этих государств устанавливает необходимость принятия правового режима, основанного на принципе взаимности и предоставления не менее благоприятных правовых условий для возврата той части разграбленных бывшими неприятельскими государствами культурных ценностей России, которые находятся или могут находиться в будущем на территории указанного заинтересованного государства. Эта норма Федерального закона весьма сложно воспринималась нашими партнерами. После достаточно длительных консультаций с представителями Королевства Нидерландов наши коллеги поняли, что нет ничего плохого в том, что каждое государство защищает свои интересы. И если Россия возвращает те культурные ценности, которые поступили на законных основаниях на территорию Советского Союза в рамках осуществления права на компенсаторную реституцию, то она вправе рассчитывать на предоставление не менее благоприятного правового режима в отношении возврата российских культурных ценностей. Федеральный закон не ставит целью получить более выгодные условия возврата, но определяет их как не менее благоприятные. Третья группа государств - это бывшие неприятельские государства. Конечно же, мы понимаем, что это БЫВШИЕ неприятельские государства, что сегодня мы можем говорить только о том состоянии, которое было в период 1941-1945 гг. Прошло уже 55 лес со дня окончания Второй мировой войны. За это время произошли колоссальные изменения на политической карте мира. Уже практически нет двух государств, которые были основными противниками во Второй мировой войне. Идеи нацизма и фашизма осуждены всем миром, коммунистическая идеология в том виде в каком она господствовала на территории Союза ССР изжила себя и не смогла предотвратить его распад. Гитлеровская Германия безоговорочно капитулировала, Советский Союз само распустился. Два государства, образованные в начале 90 годов 20 столетия в новом своем качестве, тесно связанные между собой многовековой историей, политическими, экономическими и культурными отношениями, имеющими порой трагический оттенок, Федеративная Республика Германия и Российская Федерация хотят и намерены цивилизованно решать проблемы. Как я уже отмечал, геополитическая ситуация кардинальным образом изменилась, но интересы народов государств в возврате своего культурного достояния остаются неизменными. Общественность и официальные лица Германии и России на разных уровнях обсуждают вопрос о возможности возврата утраченных культурных ценностей. Это нормальный процесс, который не может быть искусственно ускорен, но замедлить его можно, если подходить к решению вопроса не осторожно односторонне, не учитывая многие социальные обстоятельства и настроения, доходящие порой до конфронтационного состояния. Федеральный закон устанавливает для бывших неприятельских государств необходимость принятия специальных законодательных мер по безвозмездному возвращению Российской Федерации её культурных ценностей, которые находятся или могут находиться на территории бывшего неприятельского государства. Мы хотели бы надеяться на то, что ни один музей мира не будет тайно хранить в своих фондах российские культурные ценности, изъятые и незаконно вывезенные нацистским режимом. В тоже время мы осознаем, что значительное количество культурных ценностей российского происхождения находится в частном владении. Как нам быть тогда с этой ситуацией? И Федеральный закон защищает государственные интересы - это нормальная ситуация. Если российские культурные ценности есть или оказались на территории бывшего неприятельского государства в государственном владении, то мы вправе рассчитывать на их возврат. Федеральный закон, определяет возможность возвращения бывшим неприятельским государствам культурных ценностей, которые ранее являлись собственностью религиозных организаций, частных благотворительных фондов, жертвам нацизма. В связи с этим Российская Федерация вправе рассчитывать на принятие бывшими неприятельскими государствами специальных законодательных мер, если таковые еще не обеспечены в их действующем законодательстве по части необходимости возвращения незаконно ввезенных культурных ценностей. Принцип взаимности - это адаптированный принцип в международном праве. Поэтому мы считаем, что Федеральный закон защищает интересы народов Российской Федерации, как, впрочем, и любое законодательство любой страны, защищает интересы своих народов. Если исходить из этих позиций, то мы не видим, в чём же уж так плох Федеральный закон? Участники семинара имели сегодня возможность убедиться в том, что и в российском обществе существуют различные точки зрения на наше законодательство в этой сфере. Вице-губернатор Нижегородской области в своем приветственном слове участникам семинара сказал, что закон о перемещенных культурных ценностях жесток. Но в чём он жесток? В том, что он выражает государственный подход и в качестве жеста доброй воли России и проявления гуманизма даёт возможность возвращать перемещённые культурные ценности заинтересованным государствам, религиозным организациям, частным благотворительным фондам и жертвам нацизма. В этом его жестокость? Его жестокость, может быть в том, что Федеральный закон выстраивает отношения с иностранными государствами на основе принципа взаимности? Но, как я уже отметил, это абсолютно адаптированный принцип в международном праве. Если, допустим, какое-то государство не принимает нормы Федерального закона, мы это можем понять. Итоги Второй мировой войны - достаточно сложны, но однозначны. Культурные ценности подвергались изъятию Союзом ССР как собственность Германии. И только время дало возможность разобраться, что в составе перемещенных культурных ценностей могут оказаться культурные ценности, незаконно изъятые Германией у поверженных ею стран и народов Европы. Наверное, с позиций сегодняшнего дня, многое хочется забыть, многое хочется не учесть, кому-то, вероятно, многое хочется пересмотреть. Но есть историческая правда, есть исторический факт жесточайшей агрессии фашизма против европейских народов. Народы бывшего Советского Союза понесли ни с чем не сравнимые утраты и в людских ресурсах, и в экономическом потенциале, и в культурном своем достоянии. От этого никуда не уйдёшь. Правоотношения по итогам Второй мировой войны урегулированы в соответствующих мирных договорах периода 1945-1947 годов. Принцип ответственности государства агрессора установлен в статье 107 Устава ООН. Это основополагающий юридический документ международного сообщества, который обязателен для соблюдения всеми государствами, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Федеральный закон даёт возможность решения вопросов. Если не в процедурном порядке, предусмотренном законом, то этим же законом предусматривается возможность заключения международных договоров, которые подлежат ратификации Государственной Думой Федерального Собрания. В Федеральном законе чётко определено, что "основными целями настоящего закона является создание необходимых правовых условий для реального обращения указанных культурных ценностей на частичную компенсацию ущерба, причинённого культурному достоянию Российской Федерации в результате разграбления и уничтожения её культурных ценностей Германией и её военными союзниками в период Второй мировой войны". Нижегородская областная библиотека совместно с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино демонстрируют здесь уникальные книги из библиотеки венгерского Шарошпатакского реформаторского колледжа, которые являются перемещенными культурными ценностями. Министерство культуры, разрешая проведение этой выставки, исходило опять же из целевых установок Федерального закона: "предоставление возможности для ознакомления с указанными культурными ценностями гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, в том числе, специалистам в сфере образования, науки и культуры" и "создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры". Таким образом, мы не нарушили закон, мы, наоборот, следуем его нормам. Поэтому я не вижу оснований говорить о жёсткости закона. Да, он может не нравиться, какие-то положения его могут оспариваться, но это Закон, и мы обязаны выполнять его. Я продемонстрировал положения Федерального закона по предоставлению правовых условий, основанных на принципе взаимности, и должен добавить, что рассматриваться претензия иностранного государства может только после предоставления соответствующих сведений. Как правило, это может быть нота МИД иностранного государства, которое представляет свое правительство в международных отношениях, в том числе и в сфере культуры. Федеральный закон в статьях 9 и 10 определяет конкретные условия к содержанию представляемых документов и я уверен, что участники семинара хорошо ознакомлены с положениями указанных статей. Безусловно, практика законоприменения выработает предложения по совершенствованию Федерального закона, но уже сегодня представляется, что целесообразно упростить процедуру принятия решений по возращению перемещенных культурных ценностей жертвам нацизма до существующей процедуры восстановления права собственности. Это будет гуманно в отношении лиц, которые подвергались чудовищным гонениям со стороны нацистского режима и в отношении их наследников, которые имеют право на востребование своих ценностей. Хотел бы вернуться к постановлению Правительства Российской Федерации. В постановлении утверждается Положение о рассмотрении ходатайств и претензий учреждений культуры относительно распределения перемещённых в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей. Фактически этим положением создан механизм обращения перемещённых культурных ценностей в федеральную собственность. Учреждения культуры, которые понесли потери во время Второй мировой войны, вправе обращаться в Министерство культуры за возмещением своих потерь из числа перемещённых культурных ценностей. И Министерство культуры при рассмотрении этих ходатайств и претензий, конечно же, будет опираться на мнение экспертного совета, на те документальные подтверждения, которые нам представят учреждения культуры. Во многом это поможет и составлению Сводного каталога российских потерь. И в случае признания ходатайства учреждения культуры подлежащим удовлетворению Минкультуры России должно будет принять решения о закреплении в установленном порядке за этим учреждением культуры выделенных перемещенных культурных ценностей. Следующее утверждаемое в постановлении Правительства Российской Федерации это Положение о специальном фонде (реестре) перемещённых в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, не востребованных заинтересованными государствами либо физическими юридическими лицами этих государств. Если заинтересованное государство не сочтёт возможным востребовать свои ценности в соответствии с нормами Федерального закона, то, будет образован специальный фонд (реестр) и мы будем вести работу по обмену этих культурных ценностей на культурные ценности российского происхождения, которые находятся на территории заинтересованного государства, не востребовавшего свои культурные ценности. Четвёртое утверждаемое положение этим постановления Правительства Российской Федерации - это положение об отнесении перемещённых в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, к культурным ценностям, имеющим уникальный характер, особо важное историческое, художественное, научное или иное культурное значение. Экспертный совет, определяя категорию ценности, фактически определяет на основании какого акта может быть передана перемещенная культурная ценность: постановления Правительства Российской Федерации или специального Федерального закона. Также важно отметить, что пунктом 3 этого постановления Правительства Российской Федерации предусматривается провести инвентаризацию перемещённых культурных ценностей с определением их бывшей государственной принадлежности в срок до 2002 года. Эта работа возложена на Министерство культуры и ряд федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Федеральным законом должна быть обеспечена общедоступность сведений о наличии перемещённых культурных ценностей в Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации эти сведения должны быть опубликованы в специальном каталоге, издаваемом Министерством культуры. Мы предполагаем, что этим каталогом будет каталог "Перемещённые культурные ценности", издаваться он, вероятно, должен поэтапно. После проведения инвентаризации в наших учреждениях культуры мы опубликуем полученные сведения. Необходимо подчеркнуть, что только Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации имеет право вести электронную базу данных перемещённых культурных ценностей и опубликовать ее в источнике информации. Это делается для того, чтобы заинтересованные государства, религиозные организации, частные благотворительные фонды и жертвы нацизма в течение 18 месяцев со дня обеспечения общедоступности сведений могли через правительство иностранного государства заявить претензию Правительству Российской Федерации о возврате идентифицированных культурных ценностей. При этом важно отметить, что претензии от физических и юридических лиц иностранных государств к рассмотрению не принимаются. Любого рода самодеятельность отдельных должностных лиц в желании поскорее опубликовать сведения о наличии в учреждениях культуры перемещенных культурных ценностей, не допустима. В настоящее время Минкультуры России ведет активные консультации с представителями Королевства Нидерландов по возращению архивов нидерландского происхождения, выявленных в составе перемещенных германских архивных фондов. Вместе с тем, нам необходимы документальные подтверждения, что запрашиваемые ценности находились во владении на правах собственности физических и юридических лиц. Это тоже нормальная ситуация, так как при решении подобных вопросов процедура предоставления документальных доказательств, является обязательной во всех странах мира. И как уже отмечено выше, мы находим с нашими нидерландскими коллегами полное взаимопонимание. Министерство культуры Российской Федерации, являясь полномочным федеральным органом по сохранению культурных ценностей готово к сотрудничеству со всеми государствами, которые считают возможным заявить о своих претензиях на возврат перемещенных культурных ценностей, но рассматривать эти претензии мы можем только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Спасибо.
Записка: Как быть с ценностями, которые были перемещены в СССР на незаконных основаниях и тайно хранились в музеях, библиотеках и т.д.? Титов: По этому поводу Конституционный Суд Российской Федерации дал абсолютно чёткий ответ, что перемещёнными культурными ценностями считаются те ценности, которые были вывезены на основании распоряжений компетентных органов Советского Союза или командования Советской армии в осуществление компенсаторной реституции. Конституционный Суд Российской Федерации определил и указал ту нормативную правовую базу 1945-1947 годов на основе которой осуществлялась компенсаторная реституция. Эти акты являются неотъемлемой частью международного права по этому вопросу, в связи с чем о незаконном статусе перемещенных культурных ценностях говорить не приходится. В записке подчёркнуты слова "тайно хранились". Приведу примеры, иллюстрирующие "тайность хранения". Будучи недавно на конференции в Екатеринбурге я, заместитель руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей, начальник отдела культурных ценностей, который по служебным обязанностям должен знать, где и какие ценности у нас находятся, вдруг узнаю, что в университетской библиотеке находятся перемещенные культурные ценности. Но тогда же я узнал и о том, что наши немецкие коллеги уже давно тесно взаимодействуют с этой библиотекой, как в прочем и с другими учреждениями культуры, осуществляющими учет и хранение перемещенных культурных ценностей. Одна из библиотек после консультаций со своими российскими и зарубежными коллегами уже запаковывала перемещенные книжные фонды в ящики для отправки в Германию в обмен на обещание поставки компьютеров. Государственный музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж проводили и проводят выставки "перемещенного искусства", которые пользовались и пользуются большой популярностью. Во всех случаях проведения выставок "перемещенного искусства" Минкультуры России давало соответствующие разрешения. И при такой открытости мы, естественно, рассчитываем на взаимную открытость со стороны европейской и мировой музейной и библиотечной общественности в отношении культурных ценностей российского происхождения. Вопрос о тайности хранения в настоящий исторический период для Российской Федерации, как вы сами понимаете, весьма риторический. В предшествующий период Союз ССР вообще характеризовался как закрытое государство, по крайней мере для нас, и, соответственно, информация о наличии конкретных перемещенных культурных ценностях, была закрытой. Но это издержки той тоталитарной системы, которой уже не существует в нашей стране. Правоотношения по культурным ценностям, ввезенным на территорию бывшего Союза ССР (Российскую Федерацию) не на законных основаниях в качестве личных трофеев отдельных военнослужащих и гражданских лиц регулируется, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Этим аспектам, как мне представляется, я уделил значительное внимание в своем докладе. Этим аспектам, т.е. возможности возвращения таких культурных ценностей в порядке жестов доброй воли со стороны их владельцев в рамках народной дипломатии, как мы надеемся, уделит основное внимание и настоящий семинар. Согласен с вами лишь в одном: перемещенные культурные ценности должны стать достоянием российской, европейской и мировой культуры. Российский народ должен знать и видеть какие перемещенные культурные ценности компенсируют понесенные в период Второй мировой войны потери в его культурном достоянии и адекватна ли эта компенсация утратам. Но, определяя необходимость международной выставочной деятельности с перемещенными культурными ценностями, также необходимо следовать норме Федерального закона, регламентирующей заключение международных договоров: "О правительственных гарантиях обеспечения принимающим государством сохранности и неприкосновенности перемещенных культурных ценностей при их демонстрации в художественных салонах, на зарубежных выставках и в иных экспозициях". Важными также являются гарантии принимающего государства о непризнании претензий третьих лиц в отношении российских культурных ценностей, в том числе и перемещенных. И это тоже нормальная международная практика, когда государства двусторонними правовыми актами защищают свое достояние. Вопрос: Юрий Константинович! Где можно ознакомиться со списком лиц, входящих в Межведомственный совет? Титов: Во-первых, в Министерстве культуры. Мы разослали постановление Правительства Российской Федерации во все субъекты Российской Федерации и во все организации, осуществляющие учёт и хранение перемещенных культурных ценностей. Более того, это постановление вступило в силу после опубликования в "Российской газете".
Автор: ТИТОВ Ю.К. Статус (кем работает или откуда): Министерство культуры Российской Федерации, Москва, Россия |