Проблемы сохранения и охраны культурных ценностей тесно связаны с организацией поиска и возвращением похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей, а также с вопросами восстановления прав собственности на предметы искусства и антиквариата, утраченного в разное время и по различным причинам.

Современное международное право и российское законодательство позволяют достаточно эффективно вести работу по возвращению похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей по двум направлениям.

Первое - это работа правоохранительных органов, действующих на основе возбуждения уголовного дела. В этом случае следователь определяет необходимые действия, связанные с экспертизой и международным поиском похищенных культурных ценностей, а в случае их обнаружения за рубежом готовит в Генеральную прокуратуру Российской Федерации соответствующее международное следственное поручение об их задержании и возвращении законному собственнику.

Успех поиска во многом зависит от первоначальных действий следствия, связанных с необходимостью представления подробного описания похищенных предметов для их последующей идентификации; своевременного объявления в международный розыск по линии Интерпола; наличия соответствующего договора со страной, в которой обнаружены похищенные культурные ценности об оказании международной правовой помощи.

Второе - это работа, проводимая в рамках гражданского права, по истребованию похищенных в России или незаконно вывезенных из России культурных ценностей. В данном случае речь идет об истребовании похищенных предметов у добросовестных приобретателей, которые в силу объективных причин (не могли знать или проверить), что приобретаемые ими культурные ценности были украдены или незаконно вывезены из России.

Такие обстоятельства возникают при несвоевременном объявлении похищенных культурных ценностей в международный розыск или при отсутствии уголовного дела по факту кражи, но связаны с незаконным вывозом из Российской Федерации культурных ценностей, являющихся особо ценными памятями истории и культуры.

Министерство культуры Российской Федерации является не только федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры и искусства, но и специально уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственный контроль за соблюдением установленного порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей.

Непосредственное выполнение этих функций в тесном взаимодействии с правоохранительными и таможенными органами обеспечивают Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры России и его территориальные управления по сохранению культурных ценностей, созданные в 12 городах России.

Осуществляя свою работу на основе национального и международного права, Департамент и территориальные управления представляют собой единую государственную службу сохранения движимого культурного наследия, созданную в соответствии с требованиями Конвенции ЮНЕСКО 1970 года "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности".

В рамках специализированной государственной службы, созданной в 1997 году, впервые сконцентрированы необходимые контрольные, экспертные и разрешительные механизмы, а также правовые рычаги государственного влияния.

Хотелось бы подчеркнуть, что в нашей работе особое значение имеет поддержка MИДа России, российских посольств и консульств за границей, так как в каждом случае уникален не только возвращаемый объект, но и каждый случай возвращения.

Существенную роль играет организация непосредственного взаимодействия с органами и подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации - такими, как Следственный комитет при МВД России, Главное управление уголовного розыска МВД России и Национальное Центральное Бюро Интерпола в России.

Установлены контакты с крупными зарубежными аукционными домами и организациями, специализирующимися на создании банков данных по утраченным предметам искусства - таким, как Международный регистр похищенных произведений искусства, действующий в Англии и США.

В Департаменте создан специальный государственный регистр учета похищенных и утраченных культурных ценностей Российской Федерации и образована группа специалистов, которые изучают каталоги зарубежных аукционов с целью своевременного выявления похищенных произведений российского происхождения.

Неоценимым, а иногда и решающим фактором в деле возвращения культурных ценностей является финансовая поддержка, оказываемая спонсорами. Благодаря такой поддержке к ведению дел за рубежом привлекаются ведущие зарубежные адвокаты. Например, при поддержке мэтра Бернара Жуано - члена судебной коллегии адвокатов - Департаменту удалось добиться решения Министерства культуры и массовых коммуникаций Французской Республики о передаче в Россию из Франции семи рисунков Павла Филонова. В сентябре 2000 года рисунки были возвращены Национальным центром культуры и искусства Жоржа Помпиду, который приобрел их в 1983 году, не зная, что они похищены из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге в конце 70-х годов.

Исключительно важным является умение вести переговоры с добросовестными приобретателями с целью подвигнуть их на принятие добровольного решения о возвращении. Так, умело проведенные переговоры позволили нам в январе 2000 года вернуть из Германии выдающийся памятник древнерусского искусства XV века - икону Святые Борис и Глеб. Икона была похищена в 1991 году из Краеведческого музея города Устюжна Вологодской области.

В некоторых случаях соображения репутации и престижа позволяют решать вопросы возвращения, не доводя дело до судебного разбирательства.

Только за последние пять лет благодаря совместной работе с правоохранительными органами в Россию было возвращено более 3000 произведений искусства, старинных икон, антикварных изданий и архивных материалов общей стоимостью более 15 млн. долларов США.

 

Приведу некоторые примеры.

 

В Россию были возвращены уникальные архивные документы, похищенные в 1994 году из Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге и задержанные Криминальной полицией Берлина в Германии. Большое значение в возвращении сыграла экспертиза и идентификация, проведенная специалистами Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

Российской национальной библиотеке в г. Санкт-Петербурге возвращен похищенный в 1996 году уникальный альбом известного американского орнитолога и художника Джона-Джеймса Одюбона "Птицы Америки" 1828-1839 гг. издания.

Сочинскому художественному музею возвращены картины И.К. Айвазовского "Встреча солнца", "Море" 1849 года, В.Д. Поленова "Лошадь, запряженная в телегу" 1872 года, С.И. Светославского "У базара", "Украина" 1886 года, пейзаж Н.И. Фешина "Ранняя весна" 1910 года, похищенные в 1992 году и задержанные на различных зарубежных аукционах.

В июле 2001 года через Посольство России в Берлине Департаменту было передано 170 икон, задержанных в Германии таможенными органами. В августе этого же года через Консульство России в Риме возвращено 45 икон, задержанных у российских граждан еще в 1994 году. Практика показывает, что положительного решения по возвращению культурных ценностей можно добиться и в тех случаях, когда эти ценности не проходят по материалам уголовных дел, но были незаконно вывезены из нашей раны, то есть с нарушением порядка их вывоза, контроль за которым возложен на Министерство культуры как специально уполномоченный орган. Здесь роль Департамента является основной.

Яркий пример - возвращение Государственному Русскому музею Портрета Петра Басина 1829 года кисти выдающегося живописца Ореста Кипренского, вывезенного нацистами еще в 1941 году. Это стало возможным благодаря поиску и активным переговорам с Рональдом Лаудером - владельцем, купившим этот портрет на аукционе в 1996 году за 170 тысяч долларов.

Большой общественный резонанс получило возвращение на Родину снятых по нашему требованию с русских торгов аукциона Сотбис в Лондоне музейных ценностей России: портрета графини Натальи Александровны Зубовой (дочери генералиссимуса Александра Васильевича Суворова) и портрета графа Николая Ивановича Зубова, которые были утрачены в результате разграбления Грозненского музея изобразительных искусств во время боевых действий в Чечне в середине 1990-х годов.

В течение последних лет Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры занимался решением проблем, связанных с розыском этих произведений, являющихся государственной собственностью Российской Федерации, наряду с другими музейными ценностями, которые входили в собрание Грозненского музея. На основании восстановленной документации в базу данных упомянутого Государственного регистра культурных ценностей начиная с 1997 года, было занесено более 600 художественных произведений из его живописной коллекции.

В связи с поступлением информации о попытках незаконного вывоза за пределы России музейных ценностей, разграбленных в Чечне, специалисты Департамента осуществляли регулярную проверку каталогов зарубежных аукционов в целях своевременного выявления похищенных произведений. В октябре 2001 года в каталоге Аукционного дома Сотбис они обнаружили выставленные для продажи произведения искусства российского происхождения: лот №- 6 Портрет графа Николая Ивановича Зубова, значившийся как работа С.С. Щукина (Холст, масло. 69,5 x 58,5. 1803 г.), и лот № 7 Портрет графини Натальи Александровны Зубовой, значившийся как работа А. Молинари (Холст, масло. 72 x 58,5. 1800-e гг..). Предварительно каждая из картин была оценена в 88.500 долларов США. Данные полотна были идентифицированы по Государственному регистру учета культурных ценностей как принадлежащие Грозненскому музею.

В результате мер, принятых по инициативе Департамента по линии Национального Центрального Бюро Интерпола в России, данные портреты были сняты с торгов и возвращены в Россию.

В октябре 2001 года в Россию возвращены 106 икон и других ценностей религиозного назначения из США, которые были задержаны таможней штата Южная Каролина еще в 1995 году, а также более 50 антикварных книг из Германии, арест которых на границе не был связан с конкретными уголовными делами, а обусловлен только тем, что при их вывозе были нарушены правила вывоза культурных ценностей из России.

В связи с информацией, полученной по каналам Интерпола, по нашей инициативе в МИД Италии была направлена официальная нота с мотивированной просьбой о возвращении 900 икон, задержанных правоохранительными органами Италии в последние годы. В результате высококачественной экспертизы удалось доказать их российское происхождение, а отсутствие разрешительных документов позволило сделать вывод о незаконном вывозе данных художественных ценностей.

В ноябре 2002 года во время визита в Рим Министра культуры России М.Е. Швыдкого Финансовая гвардия Италии на основании решения Прокуратуры Республики при Суде города Комо передала нам 58 православных икон и 26 других предметов религиозного искусства. Их возвращение стало возможным в результате практического применения норм Конвенции ЮНЕСКО 1970 года, связанных с незаконным вывозом, и вселило в нас надежду на положительное решение вопроса о возвращении около 500 старинных икон российского происхождения, задержанных в других городах на севере Италии. И действительно, в марте 2003 года было возвращено еще 200 икон и других предметов российского происхождения. В ноябре 2ооз года был подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики О сотрудничестве в области сохранения культурных ценностей.

Когда в мае 2003 года решался вопрос о будущем снятого с аукциона Сотбис в Лондоне Портрета великой княгини Александры Павловны работы Федора Богневского, вывезенном фашистами в 1941 г. из Алупкинского дворца в Крыму, где он находился в составе передвижной выставки Государственного Русского музея, оказалось, что гражданин Германии, выставивший на продажу данный портрет,является добросовестным приобретателем. А добросовестный приобретатель имеет право на справедливую компенсацию,и этот портрет по нашему предложению выкупил лорд Ротшильд и вручил его Президенту РФ В.В. Путину.

В 2003 году в Министерстве культуры состоялся брифинг, посвященный возвращению в Российскую Федерацию уникальных рескриптов Императрицы Екатерины II, которые были незаконно вывезены в Германию в первой половине 1990-х годов. На брифинге были представлены упомянутые исторические реликвии - автографы российской Императрицы Екатерины II. В числе этих раритетов государственная переписка Императрицы Екатерины II с князем Григорием Потемкиным-Таврическим, документы о награждении некоторых деятелей того времени, а также грамоты о присвоении дворянства.

В связи с задержанием в 1995 году полицией города Берлина российских исторических документов в антикварном магазине Карстена Цайге (Carsten Zeige) Департамент по сохранению культурных ценностей провел расследование обстоятельств вывоза этих рукописей из России и установил, что указанные культурные ценности к вывозу в официальном порядке заявлены не были и соответственно разрешительные документы на право их вывоза из России не оформлялись. Более того, поскольку эти документы, бесспорно, имеют для Российской Федерации особую культурную и историческую ценность и не подлежат вывозу за границу, Департамент принял решение ходатайствовать перед германской стороной о возвращении этих подлинных свидетельств российской истории как незаконно вывезенных культурных ценностей.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что английское, германское и итальянское направления в деле возвращения российских культурных ценностей в данный период - самые плодотворные, что свидетельствует о высоком уровне сотрудничества с компетентными органами этих стран, которые удалось наладить даже в отсутствии договоров об оказании международной правовой помощи. Но все-таки юридическое закрепление двусторонних межгосударственных обязательств в этой сфере деятельности желательно и необходимо.

Российская Федерация всегда выступала за развитие принципов и норм, содержащихся в упомянутой Конвенции ЮНЕСКО 1970 года, участником которой Россия является, и Конвенции УНИДРУА 1995 года О похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях, которую Россия подписала.

Главным же в деле возвращения похищенных и незаконно вывезенных предметов культурного наследия является государственная воля, целеустремленность, умение вести эту работу кропотливо, шаг за шагом. Особенностью последних лет стала активизация деятельности по выявлению разыскиваемых предметов также и на внутреннем российском антикварном рынке. Так, например, в начале 2002 года в частном собрании в Москве была обнаружена картина художника-передвижника, академика живописи К.В. Лемоха Крестьянская девочка, которая пропала во время Великой Отечественной войны из Гатчинского дворца-музея под Ленинградом. По нашему предложению она была выкуплена известным российским антикваром и возвращена в Государственный историко-художественный музей-заповедник "Гатчина". В это же время на внутреннем антикварном рынке была выявлена работа художника В. Маковского "Портрет барона П.И. Рокасовского" (1857 года). При проверке выяснилось, что эта картина находилась в Грозненском художественном музее, откуда пропала в 1995 году. Портрет был изъят у частного лица органами внутренних дел и в марте 2002 года передан Минкультуры России.

Сохранение культурных ценностей признано одним из приоритетных направлений в рамках Федеральной целевой программы Культура России (2001-2005 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 № 955.

В настоящее время можно говорить о новой тенденции, связанной с планомерной систематической работой по возвращению культурных ценностей в Россию, проводимой Министерством культуры России совместно с МИД России и правоохранительными органами.


Реклама Google

Рейки в переводе с японского 霊気 означает «божественная энергия» и является уникальной энергетической практикой познания, исцеления и духовного роста


Автор:  Вилков А.И.
Статус (кем работает или откуда):  Министерство культуры Российской Федерации, Москва, Россия

Возврат к списку


© 2006—2024 Development and support by Central computation office of the Ministry of Cultural Affairs of the Russian Federation