Как и любая армия, участвующая в военных действиях, вооруженные силы США отметили свое присутствие на оккупированных территориях Европы грабежами культурной собственности. С самого начала операций на европейском театре военных действий как военное, так и гражданское руководство, пыталось предотвратить разграбление произведений искусства американскими солдатами и офицерами. 17 февраля 1944 года, накануне операции Оверлорд (1) и продвижения союзных войск в северо-западную Европу, МФАА и Отдел гражданских дел приготовили инструкцию No 15. Эта инструкция определяла принципы защиты и сохранения произведений искусства и культурной собственности. Инструкция включала предупреждение, объяснявшее отношение союзников к проблеме культурных ценностей. В особенности подчеркивалось то, что служащие Отдела гражданских дел и его представители на фронте должны помнить о возможном распространении противником измышлений, очерняющих союзные войска (2). Работа специальных офицеров МФАА была необходима для предотвращения обвинений союзников в грабеже культурных ценностей, которые могли быть использованы пропагандой, чтобы уравновесить обвинения, выдвинутые союзниками против нацистов (3). Такую задачу было легче сформулировать, чем реализовать. Одной из главных проблем в работе МФАА на оккупированных территориях стало предотвращение грабежа культурной собственности и разрушения памятников союзными войсками. Уже в марте 1945 года в Отчете о работе секции МФАА обсуждалась опасность ущерба, который союзные войска могли нанести памятникам архитектуры и произведениям искусства в Германии. В качестве примера приводилось исчезновение культурных ценностей, складированных в воротах замка Римбург (4). В отчете подчеркивалось, что подобное поведение войск симптоматично и представляет собой серьезную проблему для проведения операций МФАА в Германии (5). Автор отчета указывал на то, что союзные войска (как американские, так и британские) демонстрируют в Германии куда меньше уважения к культурной собственности, чем на территориях стран, освобожденных от нацистов (6). В результате попыток нацистов спасти культурные ценности от бомбардировок путем эвакуации в различные районы Германии, они были рассеяны по всей зоне оккупации, что еще более обостряло опасность грабежа или повреждения их союзными войсками. МФАА в жесткой форме предупреждало об этой опасности военное командование. Однако подобные предупреждения не могли остановить грабёж, который, по точному замечанию автора отчета, был, в первую очередь, проблемой воинской дисциплины (7). Огромное количество обнаруженных культурных ценностей сделало контроль МФАА исключительно трудной задачей. Только в американской зоне оккупации Германии было обнаружено 1800 складов, расположенных в соляных шахтах, замках и церквях, монастырях и удаленных деревнях (8). Уже в 1944 ОМГУС (Офис военного правительства оккупационной зоны США) опубликовал Военный закон № 52, запрещающий импорт и перепродажу произведений искусства (Закон был пересмотрен в 1946 году: была разрешена продажа произведений искусства ценой до 10.000 рейхсмарок)(9). Закон также запрещал американским военнослужащим покупку произведений искусства ценой свыше 50 долларов без соответствующего разрешения МФАА (10). Войска были предупреждены, что любая покупка или вывоз произведений искусства не для личных целей будет расцениваться как нарушение Закона о торговле с врагом и Правил европейского театра военных действий (11). Генеральная лицензия I, утвержденная в дополнение к Военному закону № 53 от 10 сентября 1948 года, разрешала военному персоналу, покидающему зону оккупации, вывоз личных вещей и предметов домашнего обихода, но категорически запрещала вывоз произведений искусства, представляющих культурную ценность (12). Циркуляр N°140 по Вооруженным силам США на европейском театре военных действий от 26 сентября 1946 года был специально посвящен проблеме почтовой отправки произведений искусства. В нем подчеркивалось, что любые почтовые отправления военного персонала могут включать только легально приобретенные предметы личного пользования стоимостью, не превышающей 50 долларов (13). Несмотря на все вышеперечисленные меры, командованию не удалось избежать многочисленных эксцессов. В марте 1945 года генерал Эйзенхауэр приказал армейскому командованию срочно уделить этой проблеме особое внимание, подчеркивая необходимость предотвращения случаев грабежа и вандализма, допускаемых союзными войсками. Подобное поведение, по мнению генерала, не только настраивало население освобожденных государств против войск союзников, но и мешало реституции культурных ценностей, найденных в Германии, их законным владельцам. Эйзенхауэр подчеркивал необходимость разъяснения личному составу армии бережного обращения с культурными ценностями, возможно, похищенными нацистами в оккупированных странах (14). Тем не менее, грабежи продолжались. В меморандуме, адресованном комиссии Робертса, советник президента Сумнер Косби писал в апреле 1945 года о постоянных слухах об усилении грабежей американскими и британскими войсками в Германии. Он приводил случаи игнорирования войсками специально установленных запрещающих знаков и подчеркивал ту легкость, с которой солдаты умудрялись отправлять домой похищенные предметы по почте. Косби писал: «Майор Чарльз Д'Оранж проинформировал меня, что подобные отправки не контролируются. Часто они включают достаточно большие коробки, вполне подходящие для транспортировки значительных картин, и т.д. Подобные посылки часто отправляются самолетами как частная собственность офицеров и солдат, которые демобилизуются или переводятся в другие части" (15). Косби считал ситуацию настолько катастрофической, что настаивал на том, чтобы комиссия Робертса выступила с официальным протестом и предложениями тех мер, которые необходимо срочно предпринять. В конце мая 1945 года генерал-адъютант Эйзенхауэра докладывал, что крупномасштабная проверка посылок, отправляемых американским военным персоналом друзьям и родным в США, выявила доказательства многочисленных краж, совершенных американскими войсками. Многие из проверенных посылок содержали «разнообразные предметы, приобретенные в результате запрещенного мародерства, в том числе стрелковое орудие и другую государственную собственность». Вышеперечисленные проблемы оставались актуальными в течение американской оккупации европейских стран и, несомненно, способствовали развитию черного рынка в Германии в первые послевоенные годы. В январе 1948 года Секретарь армии обратился к представителям Американского командования в Европе по поводу участившихся обвинений военного персонала в том, что солдаты и офицеры ввозят в США награбленное добро и товары, приобретенные на черном рынке. В письме отмечалось, что «полученная информация подтверждает недостатки контроля личных вещей и предметов домашнего обихода, посылаемых в США, и тот факт, что сертификаты (разрешающие отправки - К.А.) зачастую слепо подписываются без соответствующей проверки». Секретарь потребовал, чтобы командование немедленно приняло надлежащие меры для прекращения подобной практики (17). В сентябре 1945 года генерал-лейтенант Люциус Клэй в меморандуме, адресованном войскам, находящимся под его командованием, даже не пытался скрыть свое разочарование. Он был возмущен «случаями краж, осуществленными солдатами в районе Берлина«, и отмечал, что «незаконный захват частной собственности американскими военными в районе Берлина приобрел такой масштаб, что опозорил их командование». Высказываясь против роста антикварных коллекций американских военнослужащих, генерал заявлял, что они создают серьезную проблему, провоцируя недоверие населения и ставя под вопрос саму способность военного правительства контролировать ситуацию. Обвиняя и осуждая других за грабежи и не признавая никаких законов для себя, американские войска легко могли быть обвинены в лицемерии. Подобные эксцессы подрывали уважение и доверие населения, необходимые для эффективной административной деятельности военного правительства (18). В первые месяцы после окончания войны поведение американских военнослужащих стало основной заботой военного правительства. Склады культурных ценностей, вне всякого сомнения, являлись желанной целью как для гражданских, так и для военных воров. После капитуляции Германии в тот момент, когда многие военные части были передислоцированы или мобилизованы, даже те склады, которые изначально охранялись войсками, зачастую оставались без охраны. Например, американская часть, получившая приказ охранять замок Шварцбург, была передислоцирована в начале июля 1945 года. Вскоре после ее отъезда ящики с культурными ценностями были вскрыты. По уверению директора Государственных художественных коллекций Веймара, несколько ценных картин, находившихся в замке, были похищены. Вещественные улики подтверждали уверенность директора, что картины были похищены американскими солдатами (19). Замок, расположенный в городке Хохштадт земли Гессен был, судя по всему, использован нацистами как хранилище большого количества произведений искусства, похищенных в различных районах СССР. В июне 1945 года, несмотря на запрещающие знаки и протесты представителя местной военной администрации, замок был занят американской саперной частью. Саперную часть сменила другая. Когда в начале августа 1945 года офицеры военного правительства прибыли в замок с инспекцией, он уже был оставлен войсками. Инспекция обнаружила, что многие ящики были взломаны, их содержимое разбросано по полу, многие произведения разбиты и повреждены (20). Незащищенные склады культурных ценностей в Австрии и Германии подвергались особой опасности, потому что многочисленные, часто сменяющие друг друга военные части не несли ответственности за их охрану. В конце апреля 1945 года военная контрразведка сообщала, что замок Римберг находящийся неподалеку от местечка Меркштейн в Вестфалии, последовательно был в юрисдикции целого ряда подразделений военного правительства и был занят различными тактическими соединениями. Инспекция замка показала, что главное здание его было разграблено. Считая бессмысленным организовывать дополнительную охрану замка ввиду присутствия американских войск, его удаленного местоположения и близости к голландской границе, союзнические власти решили ограничиться вывозом немногих уцелевших предметов и установкой щитов с надписями, объясняющими, что замок является историческим памятником (21). В подобных обстоятельствах союзнические власти с трудом могли определить, как много культурных ценностей было похищено в зоне американского контроля. В марте 1947 года почти через два года после капитуляции Германии, Управление генерал-адъютанта в Берлине подготовило список художественных и культурных ценностей, возможно похищенных в Германии американскими войсками. Список содержал информацию о 150 произведениях искусства, месте и времени их похищения. Отсутствие сведений о предполагаемых похитителях было вызвано сложной обстановкой во время и сразу после окончания военных действий, а также ограниченными возможностями следователей (22). В результате этих ограничений американские власти могли лишь распространить списки пропавших произведений среди торговцев искусством и музеев США в надежде обнаружить хотя бы часть похищенного.
Автор: АКИНША К.А. Статус (кем работает или откуда): независимый исследователь, США |