Документы Центрального хранилища музейных фондов ленинградских пригородных дворцов (далее - ЦХМФ), созданного в 1945 г. и просуществовавшего до 1956 гг., в настоящее время находятся в Центральном Государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга. ЦХМФ было создано на базе отдела музеев и памятников управления культуры Ленинградского городского исполкома, организованного в период эвакуации культурных ценностей из царских дворцов в Новосибирск. Директором был назначен известный искусствовед A.M. Кучумов. С 1945 г., после реэвакуации Новосибирского фонда, ЦХМФ находилось в г. Пушкине (Царское Село), а впоследствии было перемещено в г. Павловск.

В опубликованной статье сотрудника Российской национальной библиотеки Ирины Матвеевой уже рассказывалось о деятельности ЦХМФ по розыску книжных собраний. Настоящее исследование посвящено деятельности ЦХМФ, связанной с возвращением и распределением в странах бывшего СССР перемещенных в результате Второй мировой войны музейных коллекций. Мной были изучены материалы основного архива ЦХМФ, кроме законсервированной части. Несмотря на то, что ЦХМФ создавалось специально для сохранения культурных ценностей пригородных дворцов-музеев Ленинграда, в хранилище поступали фонды из музеев и библиотек всех бывших республик СССР.

Позже эти фонды рассылались в пострадавшие от фашистской оккупации музеи и культурно-просветительные учреждения, в том числе Украины, Белоруссии, Эстонии. В 1946 г. в ЦХМФ находилось 200 тысяч предметов музейного значения, являвшихся собственностью не только царских дворцов. В 1947 г. директор ЦХМФ A.M. Кучумов был командирован на 4 месяца в Берлин, а три сотрудника хранилища - Е.Л. Миланович, A.M. Черно, П.С. Гупина - в Кенигсберг (Калининград), Ригу и Таллин. В результате этих командировок в ЦХМФ было доставлено 8 тысяч музейных предметов (мебель, картины, фарфор, книги), главным образом, из Берлина. Значительная часть вещей, возвращенных из Берлина, принадлежала музеям Украины, Крыма, Новгорода.

Эти музейные ценности были отправлены в СССР через отдел реституции Управления репараций и поставок СВАГ по акту № 692 от 9/XII-1947 г. К 1947 г., в связи с активной деятельностью по распределению и рассылке, в ЦХМФ находилось 105 тыс. музейных предметов, включая книги и графические материалы. В письме A.M. Кучумова в Комитет по делам культурно-просветительных учреждений от 10 февраля 1948 г. сообщалось о наличии в ЦХМФ предметов, возвращенных из Германии и принадлежащих следующим музеям СССР: Новгородскому -10 ящиков (иконы, деревянная скульптура, металлические предметы); Псковскому-300 предметов (иконы, картины, гравюры); Киевским музеям - 250 картин; Академии наук Украины - 8 ящиков (книги, негативы, археологические находки); Ростовскому музею - 40 картин; музеям Крыма, в т.ч. Керченскому археологическому музею - 30 ящиков археологических находок; Белорусскому государственному музею - 30 картин; Карадагской научной станции - 2 ящика книг.

Что касается учета экспонатов, следует подчеркнуть, что поступавшие в первые послевоенные годы в ЦХМФ музейные предметы, в том числе книги, учитывались по сопроводительным паспортам, а не по фактическому наличию.

Такой учет, конечно, являлся весьма приблизительным. В связи с малочисленностью сотрудников, а также отсутствием ряда специалистов, например, археологов, не всегда составлялись списки на те экспонаты, которые затем распределялись и отправлялись из ЦХМФ в разные регионы СССР. Все происходило примерно так: прибывшие из Берлина ящики вскрывались, выявлялся общий характер упакованных ценностей и их принадлежность прежним владельцам, затем они закрывались и отправлялись адресатам. По ряду причин ценности не всегда попадали к своим законным владельцам. Например, среди грузов, прибывших в процессе реституции в ЦХМФ, а затем переданных Артиллерийскому историческому музею в Ленинграде, было обнаружено значительное количество акварелей и картин, принадлежавших до войны пригородным дворцам-музеям, в том числе Гатчинскому, что было зафиксировано актом от 7 декабря 1946 г. Экспонаты, о которых идет речь, были переданы из Артиллерийского исторического музея в императорские дворцы еще до войны. И это зафиксировано документально.

В фондах Артиллерийского исторического музея оказалось свыше 10 акварелей Ланга с изображениями русской военной формы, имеющих шифры Гатчинского дворца. Они были похищены нацистами и, вернувшись из Германии через СВАГ, не попали на место их первоначального нахождения. Так случилось и с числящимися утраченными псковскими иконами, оказавшимися после возвращения на Родину в других музеях. Не по назначению попала часть картин Русского музея, вывезенных Оперативным штабом рейхсляйтера Розенберга (ERR - Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg) в 1941 г. из Алупкинского дворца с передвижной выставки и поступивших в ЦХМФ в конце 1947 г. 10 картин вновь оказались в Крыму в 1948 г. Из объяснений A.M. Кучумова выяснилось, что экпонаты Русского музея поступили из Берлина в ящиках с археологическими коллекциями крымских музеев, которые за отсутствием специалистов, не подвергались разборке и детальной проверке6.

Таким образом, дальнейшая судьба возвращенного культурного наследия народов бывшего СССР стала настоящей проблемой. Сложность заключается еще и в том, что списки возвращенных предметов различных учреждений культуры, которые, судя по документам, были составлены сотрудниками ЦХМФ, а затем отправлены как в Комитет по делам искусств, так и в Комитет по делам культурно-просветительных учреждений, обнаружить пока не удалось, за исключением описи экспонатов Новгородского музея. Несмотря на то, что автором велись поиски в разных фондах и в разных федеральных и ведомственных архивах.

Так, в отчете ЦХМФ за 1950 г. указывалось, что в соответствии со списками художественных произведений, вывезенных из Германии, было передано музеям СССР - пригородным дворцам-музеям 989 музейных предметов, 31 198 книг, другим музеям - 1179 предметов. Списки были составлены и отправлены в Москву в адрес Комитета по делам искусств (объем 111 страниц). Но в Приложении к документу их не оказалось.

В документах, направленных ЦХМФ в вышестоящие организации и на места, неоднократно отмечалось, что хранилище перегружено музейным имуществом, подчеркивалось невозможность длительного хранения и сохранности ценностей, возвращенных из Германии и других мест8. Но передача их музеям проходила непросто, о чем свидетельствуют неоднократные напоминания и письма дирекции хранилища с просьбой прислать представителей за получением обнаруженных экспонатов. Приведу для примера лишь один такой документ.

Комитет по делам культурно-просветительных учреждений Украины
Начальнику управления музеев

Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов г. Ленинграда сообщает, что при разборе музейного имущества, возвращенного из Германии, нами обнаружены КАРТИНЫ, принадлежащие Киевскому музею и музеям других городов УССР общей численностью около 300 штук. Кроме того, обнаружены негативы археологических раскопок 3 ящика, книги и другие предметы, принадлежащие учреждениям Академии наук УССР - 3 ящика, поэтому просим срочно выслать представителей, снабженных надлежащими документами, подтверждающими хищение немцами музейного имущества и дающими право приемки такового по адресу: Город Ленинград - Пушкин. Екатерининский дворец.

Директор Центрального хранилища /КУЧУМОВ/
Верно: подпись
10.02.1948 г.

Украинские и белорусские учреждения культуры в то тяжелое время обремененные другими послевоенными проблемами, не имея денежных и транспортных средств, не спешили получать указанные грузы. Поэтому, современные упреки украинской стороны в том, что Россия оставляла у себя произведения искусства умышленно, не возвращая их, не совсем справедливы. В 1956 г. произошло слияние Центрального хранилища музейных фондов с дворцом-музеем Павловска, что нарушило порядок учета. Часть фонда ЦХМФ была законсервирована и передана в ведомственный архив Павловского дворца-музея. Более детальное исследование документов ЦХМФ, а также личного фонда его директора A.M. Кучумова будет способствовать дальнейшему изучению вопросов реституции, работе по составлению «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны».


Реклама Google

Как часто мы сталкиваемся со сложными ситуациями, где не видим какое решение принять, какой выбор сделать? Поможет в решении этих вопросов Астрология


Автор:  ЗИНИЧ М.С.
Статус (кем работает или откуда):  Институт Российской истории РАН, Москва, Россия

Возврат к списку


© 2006—2024 Development and support by Central computation office of the Ministry of Cultural Affairs of the Russian Federation