Sonderuntersuchungen

(по материалам российских и зарубежных архивов)

1.

Для проведения штатной инспекции императорских дворцов под Ленинградом Оперативный Штаб Розенберга спешно сформировал в Берлине рабочую группу «Ингерманланд». Эксперты группы – почтенные д-ра Вундер, Штёве, Пастор и фон Крузенштерн (потомок русского флотоводца) - в ноябре 1941 года начали обследование захваченной территории. По прибытии на место они убедились, что многое из оставшегося дворцового имущества уже вывезено армейской командой «уполномоченного по культурным ценностям группы «Норд» графа Сольмса.

Выяснилось, что люди графа, в нарушение установленного порядка, ценности Гатчины и Царского Села отправили то ли в Ригу, то ли в Кёнигсберг. Без уведомления Штаба Розенберга и должного учета. В числе отправленных ценностей демонтированный Янтарный кабинет. Его фрагменты, - отметили эксперты в своей картотеке, - «в настоящее время находятся в художественных собраниях Кёнигсбергского дворца».

Отчеты группы «Ингерманланд» отражали меланхолию опоздавших к дележу грабителей. Сдержанно, с некоторым сожалением эксперты отмечали, что «Большой дворец в Петергофе со своим внутренним убранством полностью сгорел от обстрела. Лучше сохранились здания флигелей и кавалерийских корпусов, но их внутреннее убранство тоже уничтожено. Предположительно в парке (а именно – между фонтаном и дворцовой часовней) все ещё лежит закопанным ящик с произведениями искусства. В гроте под садовой террасой припрятана коллекция фарфора/[…] Фонтан Нептуна не защищен».

В картотеке группы относительно объектов Петергофа появляются записи: «Здание и ценные внутренние украшения дворца Монплезир не повреждены, если не считать одного попадания снаряда. Убранство полностью разорено и уничтожено. Церковь св. Александра Невского, построенная в 1832 году и относящаяся к числу значительнейших архитектурных творений немецких художников на русской земле, не повреждена, за исключением нескольких икон. Интересное русское православное убранство, которое сохранялось в музее атеизма, повреждено основательно: сильнее всего пострадали картины в иконостасе, которые предположительно написаны Неффом».

Уцелевшие иконы из этой церкви позднее вывезут под руководством Штаба Розенберга на сборный пункт в Ригу.

Наметанный глаз профессиональных оценщиков схватывает всё, что подлежит вывозу в рейх. Несколько больших икон из Павловска уже подготовлены к отправке. Множество других икон обнаружено в часовне. Роскошны дворцовые стулья и кресла. Бесценно собрание бронзовых и мраморных статуй в античном стиле, которые закопаны большевиками в парке.

В отчетах эксперты избегают акцентировать внимание высокого руководства на успехах конкурентов. Уже не упоминаются факты изъятия из Павловского дворца библиотеки и уникального собрания античных гемм - работа конкурентной группы Ваффен СС Кюнсберга. Эта команда самоуверенных эсэсовцев действует под прикрытием Министерства иностранных дел, но выполняет приказы шефа СС Гиммлера. Вскользь сообщается о вывозе из Гатчинского дворца «400 портретов личностей немецкого происхождения». Скорее всего, граф Сольмс передаст эту коллекцию на хранение Имперскому комиссариату.

Руководству Штаба в Берлине эксперты докладывают: Сольмс успел-таки «отправить 5 вагонов с ценными картинами, дворцовой мебелью и Янтарной комнатой». Какие именно ценности были вывезены, экспертам узнать не удалось. Такие варианты «оперативного вывоза» предусмотрены руководством: содержимое не установленного на месте имущества придется идентифицировать позднее, в спокойной обстановке после победного окончания войны с большевиками.

Достоверных сведений о «базах размещения вывезенных ценностей» получить не удается, поскольку Сольмс от контактов с людьми Розенберга демонстративно уклоняется. Возникает настоятельная необходимость в установлении и поддержании делового взаимодействия с отделами и звеньями, которые занимаются аналогичным вывозом музейного имущества по линии вермахта, МИДа, СС и СД.

Официальная линия Оперативного Штаба регулировалась распоряжениями рейхсляйтера Розенберга, возглавляющего Министерство по оккупированным восточным территориям. Сотрудникам и экспертам Штаба предписывалось на территориях СССР обследовать «всякого рода культурные учреждения» и конфисковывать «подходящий материал». Некоторые культурные ценности рекомендовалось «укрывать» и «брать под охрану», чтобы не допустить их уничтожения или повреждения.

Ленинград и дворцы его окрестностей для специалистов от культуры представляли исключительный интерес. Розенберг распорядился срочно запустить машину по формированию передовой команды «Петербург». Ей предстояло заняться настоящей работой после скорого падения Ленинграда. Чтоб не упустить момент и опередить конкурентов, команда должна находиться как можно ближе к линии фронта. Чтобы при захвате города пометить как можно больше «нужных» Штабу объектов специальными трофейными знаками. Начиная с Академии наук, кончая библиотекой Кировского завода.

На основе «предварительных исследований» была составлена обзорная картотека (с указанием не только адресов, но и телефонов) на учебные и научные заведения, театры, музеи и другие учреждения северной русской столицы. В состав передовой команды включили до 300 человек. Кроме этого, предусматривалось прибытие до 50 высококлассных научных экспертов. Они должны определять те объекты и ценности, которые заслуживали срочной отправки в рейх. Объектом обследования под № 9 значился Эрмитаж. Далее следовали «объекты» Центрального военно-морского музея, Малого драматического театра, издательства «Искусство».

Под контроль германских властей, согласно предписаниям Министерства по оккупированным территориям, переходили наиболее ценные предметы и «произведения местной культуры».

Предпочтение отдавалось предметам, которые были изготовлены проживавшими в России немцами. Исключительное внимание экспертов привлекали «свидетельства германо-немецкого влияния на культуры местных народов».

Эксперты Штаба, совершавшие «инспекторский вояж», в разрушенном Павловском дворце обнаружили находящихся без всякого присмотра свыше 10.000 томов книг. В Гатчинском дворце - остатки уже разграбленной и никем не охраняемой библиотеки – 16.000 томов.

«Больше здесь спасать нечего», - сожалеют эксперты.

Зато в Петергофе уцелел фонтан «Нептун». Но он «совершенно не защищен от вражеских обстрелов…. Его естественное местонахождение – город партийных съездов рейха». После детального осмотра великолепной композиции фонтана, включающей свыше 30 фигур и декоративных деталей, эксперты принимают решение – фонтанный комплекс подлежит отправке в рейх.

Механизмы, управлявшие работой знаменитых фонтанных каскадов Петергофа, были разрезаны, их приговорили к отправке в плавильные печи. Туда же, на склады медеплавильного завода в Галле последуют отлитые в 18 веке фигуры Геркулеса и богини цветов Флоры из Екатерининского дворца.

Специалисты Штаба об истории скульптурной группы знали почти всё. Что «Нептун» - есть творение немецких мастеров, создан в 1660-е гг. На пьедестале фигуры Нептуна четко просматриваются фигурные щиты с гербами вольного города Нюрнберга, для центральной площади которого фонтан был задуман и выполнен.

175 лет композиция облагораживала пейзаж Петергофа.

А теперь возрожденная фюрером Германия должна по праву вернуть Нептуна в город первоначального происхождения.

Специалистам Штаба известно, что в 80-е годы 18-го века совет города Нюрнберга продал фонтан русскому императору Павлу 1. Непомерный долг Нюрнберга имперской казне не позволял устанавливать вызывающее зависть властей сооружение. В Россию Нептун прибыл в 23 ящиках в 1797 году, проделав путь из Любека до Санкт-Петербурга морским путем.

В декабре 1942 года композиция была разрезана на части, упакованные в 12 добротных ящиков. Специальный груз был отправлен в рейх. Для достойного украшения ландшафта у Дворца партийных съездов в Нюрнберге.

Мэр Нюрнберга д-р Либль был известен тем, что неутомимо раздобывал и сохранял для города величайшие сокровища германской нации. Возведенные еще в ХI веке основательные бункеры уходили под землей далеко вглубь города. В них надежно хранились реликвии Священной Римской империи, алтарь Фейта Штоса и принадлежавшие Нюрнбергу коллекции, к которым присоединили ящики с Нептуном. Один из входов в бункер шел через тайный вход, замаскированный под обычный небольшой магазин на маленькой боковой улочке. Оттуда вел длинный бетонный коридор, перекрытый стальными дверями.

19 апреля 1945 года, когда американские части входили в Нюрнберг, мэр города д-р Либль покончил жизнь самоубийством и сжег свои бумаги. Ключи от бункера оказались в руках американских военных, которые у всех входов поставили охрану.

12 ящиков с Нептуном, извлеченные из бункера, были отправлены в Штутгарт.

2.

В 1997 году Министерство Российской Федерации приступило к изданию Сводного каталога утраченных в войне 1941-45 гг. культурных ценностей. К первоочередным публикациям были намечены материалы потерь Екатерининского и Павловского дворцов-музеев. Составители, анализируя огромный массив архивных документов Чрезвычайной Государственной комиссии (ЧГК), параллельно занимались изучением только-только рассекреченных архивов Советской Военной Администрации в Германии (СВАГ), где хранятся свидетельства о найденных ценностях советского происхождения.

Отдел реституции Управления по репарациям и поставкам СВАГа занимался поиском, приемом от союзников и отправлением на Родину вывезенных нацистами предметов культуры. Отдел и Управление в силу бюрократических и иных неувязок с учреждениями культуры Советского Союза прямых контактов не имели, непосредственно подчиняясь Министерству внешней торговли. Возможные последствия нелепого положения отдела реституции хорошо просчитывал его руководитель подполковник Гуляев.

Управление занималось отправкой репарационных грузов (тракторов, экскаваторов, морского и речного транспорта, угнанных немцами из России лошадей, каракулевых овец и т.п.) по отлаженной с Министерством внешней торговли схеме.

Как выяснил Гуляев, заинтересованности в получении грузов с нашими культурными ценностями ни Комитет по делам искусств, ни Комитет по делам культурно-просветительных учреждений в Москве не проявляют. Наоборот, в какой-то степени саботируют проведение процедуры с оценкой и систематизацией находящихся на складах Восточной гавани предметов культуры и искусства. Грузы с найденными ценностями советских музеев, библиотек, театров, институтов непрерывным потоком поступают из оккупационных зон союзников, особенно от американцев. Немало конфискованных гитлеровцами в СССР ценностей получено из трофейных складов в советской зоне оккупации. Конфликт с администрацией складских пакгаузов «Дерутры» пока удается гасить, но обещанные 3 недели отсрочки проблемы не решат.

А потенциальные получатели грузов с отечественными ценностями хранят молчание.

Из докладной подполковника Гуляева начальнику Управления СВАГ генералу Зорину:

«Ожидается прибытие партии советских художественных ценностей в количестве 1.200 единиц (6 вагонов) из американской зоны оккупации в порядке реституции.

…Прошу Вашего распоряжения о направлении данного груза в СССР воздушным путем, т.к. отправить его иным способом не представляется возможным».

Получив жесткий отказ генерала, подполковник упорно ищет выходы из создавшегося положения. Он узнает: Государственный Совет Обороны – высший орган власти – поручил Комитету по делам искусств СССР готовить базы для приема «трофейного» имущества.

Идея Гуляева отправить российские ценности морским путем в Ленинград на базы Комитета по делам искусств, генералу Зорину показалась здравой, и он подписал запрос в Москву.

Через некоторое время над депешей из Берлина размышлял Председатель Комитета по делам искусств СССР товарищ Храпченко. Некий генерал Зорин извещал, что награбленные в Советском Союзе и найденные в Германии культурные ценности возвращаются в Ленинград «исключительно морским путем». Грузы эти направляются в адрес Эрмитажа. Просят, видите ли, организовать прием, хранение и отправку их пострадавшим владельцам.

А ведомству Храпченко, по указанию товарища Сталина ЦК ВКП(б) поручил заниматься вывозом и размещением немецких ценностей. Соответствующие указания Комитет по делам искусств уже направил в ГИМ, Эрмитаж и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Кроме того, ожидается прибытие коллекций из эвакуации…. А тут некий генерал из Берлина «подкидывает» целую баржу с ценностями. Якобы для Эрмитажа. При этом требует организовать выгрузку, систематизацию и последующую передачу экспонатов заинтересованным владельцам.

Комитет по делам искусств СССР в адрес самоуверенного генерала отправил лукавый ответ: принять баржу с отправленным в адрес Эрмитажа грузом согласны. Просим сообщить о порядке приема и хранения экспонатов и об условиях их возврата владельцам. Кроме того, Комитет не располагает сведениями, кто оплатит разгрузку баржи. Вопрос об указании Эрмитажу будет решен в зависимости от Вашего ответа.

Подполковник Гуляев и генерал Зорин такими инструкциями и средствами, естественно, не располагали. Отправка на Родину художественных ценностей, находящихся длительное время в неблагоприятных для хранения условиях, в очередной раз откладывалась.

А грузы с русскими иконами, картинами, мебелью, книгами из дворцов, музеев и библиотек России продолжали прибывать на переполненные склады Восточной гавани.

Подполковник вместе с отделом разрабатывает проект приказа, регламентирующего поиск и выявление «насильственно вывезенного или похищенного» немцами имущества из СССР. Приказ под № 194 был подписан Главноначальствующим СВАГ маршалом Соколовским 7 августа 1947 года.

Георгий Николаевич Гуляев позднее рассказывал, что из захваченных документов, из показаний пленных и свидетельств отдельных немецких чиновников стало известно, что вывезенный из Петергофа знаменитый фонтан Нептун находится где-то на территории Германии.

Эта новость его чрезвычайно взволновала, и он незамедлительно организовал поиск Нептуна. Были осмотрены десятки тайников, в которых гитлеровцы прятали похищенные в оккупированных странах культурные ценности.

В пещере Саксонии нашликаменную статую Мадонны и отправили сначала в Лейпциг, а затем в Москву.

Из этой же пещеры церковные светильники и другие предметы в мае 1945 года были увезены американскими военными. Эксперт отдела Агафонова обнаружила на чердаке местного Управления г. Валленштедт склад картин из собраний немецких музеев. Среди них находились произведения, вывезенные из Советского Союза. Найденные во французской зоне оккупации иконы, гравюры, церковные книги доставлены на склады отдела. Группа Агафоновой при обследовании кладовой Сбербанка г. Веймара обнаружила гобелен, 27 картин, 92 гравюры из немецких собраний. В местном музее в течение 1946 года находились картины из коллекции Э.Коха, на обороте которых, по утверждению сотрудников музея, были русские надписи. Этих картин в музее Веймара нет.

Генерал Зорин тут же обращается с рапортом к Начальнику Управления СВАГ по земле Тюрингия генералу Колесниченко: в государственной картинной галерее г. Веймара находятся художественные собрания Э.Коха, в составе которых есть произведения, похищенные в советских музеях. «Просим Вашего распоряжения на проведение расследования по этому делу, т.к. вопрос стоит о вещах, являющихся собственностью советских музеев».

Как выяснилось, эти произведения были ранее вывезены «трофейными командами» советских войск на склады берлинской военной комендатуры. Полтора года интенсивных поисков фонтана оказались тщетными. Возникла недобрая мысль – гитлеровцы могли отправить фонтан на переплавку. Эту участь разделили немало уникальных творений человеческого гения. Например, фонтан «Самсон» из того же Петергофа. пришла добрая весть из американской зоны оккупации.Представители советской миссии сообщили, что в одном из подвалов в Штутгарте находятся спрятанные какие-то русские скульптуры. Туда немедленно были откомандированы эксперты отдела. На место выехал и сам Гуляев. В огромном подвале среди других грузов выделялись массивные ящики, изготовленные в 1942 году для транспортировки разрезанного на части Нептуна. Все 12 ящиков были целы и невредимы. Гуляев окончательно успокоился после вердикта экспертов, которые после предварительного осмотра доложили: все 54 фрагмента скульптурной группы в сохранности. Американские службы, занимающиеся оформлением передачи культурных ценностей владельцам, с отправкой фонтана особо не церемонились. В транспортном сопроводительном документе 12 ящиков обозначили как один объект. «А могли бы для «галочки» указать 54 объекта - по количеству находящихся в ящиках фрагментов скульптурной группы», - подумалось Гуляеву.

3.

В отчетах отдела реституций за 1946 год среди перечня тысяч тонн никопольской руды, тысяч грузовиков, фрезерных станков, веса цветных металлов из переплавленных колоколов, сотен судов морского и речного транспорта и многого другого выделяется запись: «В американской зоне выявлена и возвращена СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «НЕПТУН» ИЗ ПАРКА ПЕТРОДВОРЦА ПОД ЛЕНИНГРАДОМ – стоимость определяется».

Для подполковника Гуляева проблема своевременной отправки культурно-художественных ценностей на Родину стала головной болью. Учреждения культуры в Москве, занятые решением неотложных дел, сигналы СВАГа продолжают игнорировать.

В то же время от причалов Восточной гавани в Россию периодически отправлялись суда и грузовые баржи, некогда конфискованные оккупантами. Транспорты отыскивали на судоходных реках Германии и отправляли морским путем, «самоходом» в Россию, на Мурманск и далее – в Ленинград.

Георгий Николаевич для «Нептуна» подобрал подходящее судно – пароход «Менделеев», отправляющийся из Бремена в середине декабря 1947 года. 12 ящиков, общим весом 10.140 кг, были благополучно доставлены в порт и размещены в трюме парохода. Груз был обозначен как «бронзовые орнаменты» и направлялся в адрес Государственного Эрмитажа. 24 января 1948 года Гуляев получил уведомление – «Нептун» Эрмитажем принят.

Р.S. Возвращение всемирно известного фонтана было омрачено тем, что в одном из ящиков вместо фигуры всадника из свиты Нептуна обнаружили…трофейный немецкий мотоцикл. Утраченная фигура была воссоздана в 1973 году по сохранившимся изобразительным документам. На средства немецкой фирмы «Кнауф» в 1997 году воссозданы и другие утраты фонтанной композиции, в том числе и накладные рельефные гербы Нюрнберга и Габсбургов.


Автор:  Никандров Н.И.

Возврат к списку


© 2006—2024 Entwicklung und Unterstützung: HauptInformationsverarbeitungszentrum des Ministeriums für Kultur Rußlands