Preße

Искусство требует жертв

Львиная доля предметов искусства, вывезенных после Второй мировой войны с территории Германии и Италии, осела в США. Случаи их возвращения из-за океана крайне редки

Проблема так называемого трофейного искусства остается ложкой дегтя в отношениях Москвы и ее стратегического европейского союзника - Берлина. Не успели утихнуть политические страсти вокруг "Балдинской коллекции" (двух живописных полотен и 362 рисунков), как разгорелся скандал по поводу картины Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", некогда украшавшей апартаменты любовницы Геббельса и недавно обнаруженной в России в частной коллекции. Между тем, по мнению ряда специалистов, акцент на российско-германских реституционных скандалах раздут искусственно - львиная доля незаконно перемещенных после окончания Второй мировой войны предметов искусства осела в США. По данным немецких экспертов, лишь официальные американские органы перевезли после 1945 года десятки тысяч предметов немецкого трофейного искусства и разместили их на военных базах, в запасниках региональных и центральных музеев и хранилищ по всем американским городам и весям. При этом, заметим, трофейные ценности никогда не становятся предметом официальных переговоров Германии с ее западными союзниками.

Издержки оккупации

В чем же разгадка? Отчасти в том, что еще в 1954 году ФРГ подписала с США, Францией и Великобританией весьма любопытные документы - договоры об урегулировании вопросов, вытекающих из состояния войны и оккупации (послевоенного режима в Германии). Бонн, в частности, обязался "не протестовать против мер в отношении немецкой собственности... которая была изъята на цели репараций, или реституции, или в результате состояния войны...". Все претензии к лицам, которые оказались владельцами изъятой таким образом собственности, а также иски к международным организациям, иностранным правительствам или гражданам, действовавшим по официальным поручениям, признаются недопустимыми. Буквально накануне объединения Германии, в сентябре 1990 года, в Бонне представители МИД Германии, США, Франции и Великобритании подписали соглашение к договорам 1954 года, подтверждающее, в частности, все названные параграфы и пункты. Заметим, соглашение было заключено без парламентского рассмотрения, за спиной руководства ГДР. Сообщили о документе лишь после того, как Берлинская стена рухнула. Так или иначе, но американская сторона рассматривает эти документы в качестве правового основания не возвращать ФРГ и ее гражданам культурные ценности, вывезенные американскими организациями из побежденной фашистской Германии.

Впрочем, тяжбы о возвращении Германии перемещенных на Запад ценностей в США время от времени случаются. Копья ломаются вокруг ценностей, вывезенных без санкции оккупационных властей, как правило, сворованных отдельными военнослужащими. При этом вердикты выносятся далеко не всегда в пользу истцов - прежних законных владельцев: американское законодательство содержит немало юридических зацепок, согласно которым процесс реституции можно либо затормозить, либо задействовать компенсационные механизмы.

Министерство культуры РФ предоставило "Итогам" любопытные материалы, иллюстрирующие опыт США по возвращению утраченных Германией и Италией художественно-культурных ценностей. Показательно, что случаев репатриации из Америки трофейных раритетов считаные единицы. И это при том, что американские коллекционеры еще в годы войны активнее всех скупали предметы искусства, конфискованные нацистами. А после ее окончания на территории оккупированной Германии американцы, по некоторым данным, контролировали до 80 процентов от всех музейных и частных коллекций.

Четыреста пятьдесят за пару

Каким образом некий американский солдат умудрился после окончания Второй мировой войны вынести из Веймарского музея два полотна Дюрера и переправить их за океан, доподлинно неизвестно. Собственно, и сама-то история стала достоянием гласности исключительно со слов американского ценителя раритетов Эдварда Эликфона, чрезвычайно гордившегося удачной покупкой. По его словам, он заплатил предприимчивому, но неискушенному похитителю полотен всего 450 долларов. Так или иначе, но почти два десятилетия картины числились в списках пропавших без вести, и лишь в середине 60-х немецкие дипломаты случайно обнаружили их в США в экспозиции картинной галереи Вильденштейна. Посольство ФРГ тут же обратилось за поддержкой к американским коллегам. Установить имя владельца не составляло особого труда.

Госдеповцы решили уладить дело миром - за ланчем. Пригласили Эликфона, его адвоката и главу картинной галереи Вильденштейна. Но разговор сразу не заладился. Все попытки чиновника урезонить владельца - мол, картины-то были куплены за сущие гроши у вора, что является нарушением Национального акта об украденной собственности, - успехом не увенчались. Не удалась и попытка сыграть на патриотических чувствах коллекционера: призывы не омрачать американо-германских отношений остались втуне, Эликфон наотрез отказался возвращать картины. Отчаявшиеся дипломаты посоветовали немцам пустить в ход тяжелую артиллерию - возбудить судебный иск, пообещав всяческую поддержку. Иск был заявлен, Эликфон проиграл процесс.

Вообще роль госдепа США в деле возвращения в Германию историко-культурных ценностей переоценить трудно. Уже в 1944-1945 годах американские дипломаты разослали в музеи, университетские факультеты искусства и арт-дилерам циркуляр, призывающий к бдительности и готовности информировать правительство обо всех случаях обнаружения ценностей с сомнительной родословной. Во многом благодаря госдепу было заведено 66 дел на 1600 таких предметов искусства, 51 дело было завершено (на 1300 предметов) до сентября 1954 года. Но это отнюдь не знак готовности что-то вернуть. Просто инвентаризация.

В США оказалось немало произведений искусства и с итальянской родословной. Эти "эмигранты поневоле" время от времени пополняют экспозиции итальянских музеев. В конце 60-х годов в Калифорнии разгорелся скандал вокруг появления из небытия двух картин - "Гидра и Геркулес" и "Геркулес и Антей", похищенных из галереи Уффици. Примечательно, что их счастливым обладателем был вовсе не американец, а бывший немецкий офицер, некогда служивший в Италии. В те годы он якобы купил эти картины и увез их в Германию, а затем эмигрировал в США.

Так или иначе, но в Калифорнию срочно вылетел представитель МИД Италии. Его беседа с немецким эмигрантом завершилась безрезультатно: офицер стоял насмерть, защищая свои права на картины. Тогда посол Италии в США обратился за помощью в тот же госдеп. Дипломаты организовали коллективный выезд в Калифорнию авторитетного "спецназа" из агентов ФБР и адвокатов. Операция удалась: упрямцу разъяснили суть Национального акта об украденной собственности, пригрозив привлечь к уголовной ответственности. Действительно, усомниться в незаконности акта купли-продажи шедевров в данном случае было трудно, речь явно шла о скупке краденого, если не о прямом грабеже. Кроме того, немецкому эмигранту прозрачно намекнули, что в случае отказа вернуть картины он может навеки забыть о получении вожделенного гражданства США. В данном случае - и он едва ли не уникален - шедевры благополучно вернулись в Уффици.

Кладоискатели

Но, пожалуй, самая громкая и показательная история - возвращение в Германию из США знаменитых сокровищ Кведлинбургской церкви, подаренных ей тысячу лет тому назад династией Оттонов - императоров Священной Римской империи. Судьба хранила эти сокровища даже в смутные времена лютеранской Реформации. С 1 сентября 1939 года (в день нападения на Польшу) роль ангелов-хранителей взяло на себя СС - клад поместили в банковский сейф. А в октябре 1943 года нацисты укрыли сокровища от воздушных налетов в пещере неподалеку от Кведлинбургской церкви. Там их и обнаружил в апреле 1945 года американский лейтенант Мидор. Предприимчивый янки тут же переправил львиную долю раритетов военной почтой к себе домой в Уайтрайт (Техас). Почти два десятилетия Мидор бережно хранил сокровища от посторонних глаз в домашнем тайнике, вел скромный образ жизни, но потом его как будто подменили. Обладание священными реликвиями сподвигло бывшего военного на основание собственного храма. Мидор снял роскошную квартиру в Далласе, где устраивал приемы, поражая друзей неизвестно откуда взявшимся богатством. После смерти похитителя клада в 1980 году его наследники, брат и сестра, стали активно распродавать сокровища через ведущих мировых арт-дилеров. И, возможно, дары Оттонов так никогда бы и не вернулись в Кведлинбург, не предложи лондонский дилер Сэм Фогг в октябре 1988 года передать за 9 миллионов долларов Евангелие Самуэля (часть сокровищ) Фонду прусского культурного наследия в Берлине.

За эту ниточку ухватился следователь Вили Корте, затеявший частное расследование. Несколько месяцев он работал с архивами, установив фамилии расквартированных в Кведлинбурге в апреле-мае 1945 года американских военных. В результате в 1990 году "Нью-Йорк таймс" обнародовала имена вора и его наследников. К делу подключился опытный адвокат. В конце концов удалось выяснить и название города, где хранятся сокровища, - Уайтрайт, и банка в Далласе, через который наследники Мидора организовали торговлю раритетами.

В 1990 году следователи и адвокаты немецкой стороны выяснили, где хранится большая часть предметов из клада. Представляющие немецкую церковь юристы предъявили требование вернуть сокровища хранившему их техасскому банку. Но наследники стали настаивать на пересылке ценностей в Швейцарию, чье законодательство позволило бы им требовать немалую компенсацию за возвращение раритетов. Немцы подали иск в техасский суд, который вынес решение о временном запрете на перемещение сокровищ. Тем временем в Германии была образована группа с участием представителей церкви Кведлинбурга, МВД и Земельного культурного фонда. В конце концов фонд выкупил Евангелие Самуэля за три миллиона долларов. И это несмотря на то, что по законам США вор не может стать собственником краденого, а продажа краденого запрещается.

Казалось бы, дело в шляпе: церковные описи и свидетельские показания четко указывают на то, что сокровища изначально принадлежали немецкой церкви. Несомненен и факт воровства: клад, спрятанный в пещере, находился под охраной армии США. Но весь фокус в том, что американское законодательство при решении вопросов о возвращении незаконно вывезенных художественных и культурных ценностей учитывает и фактор времени. В Техасе и большинстве других штатов срок давности по таким делам составляет от двух до шести лет. И не стоит удивляться, что случаев возвращения трофеев считаные единицы.

Правда, в случае с Кведлинбургским кладом надежда у его законных владельцев все же была. По законам Техаса истец в лице германской церкви мог бы обойти препятствие в виде истекшего срока давности. Требовалось лишь доказать, что все эти годы церковь усердно старалась вернуть пропажу. Но кведлинбургцы в этом не преуспели. И в октябре 1996 года федеральный судья Техаса закрыл дело.

В апреле 1998 года Апелляционный суд США по пятому округу в Новом Орлеане подтвердил решение техасского судьи о закрытии процесса в связи с несвоевременностью выдвижения требований истцами. В итоге Кведлинбургской церкви пришлось пойти на мировое соглашение. Германский культурный фонд земель выплатил американцам - наследникам человека, похитившего сокровища, 2,75 миллиона долларов (помимо 3 миллионов за Евангелие), после чего все предметы из Кведлинбургского клада вернулись в Германию. И это при том, что никаких сомнений в том, что речь идет о краже, не было: когда трофей проходит через несколько рук и оказывается в коллекции добросовестного приобретателя, шансы вернуть его прежним владельцам близки к нулю.

Собственность жертв холокоста

Художественные ценности, принадлежавшие ограбленным нацистами евреям, - особая статья. Шансов вернуть их из США тоже немного, но достойная компенсация наследникам прежних владельцев гарантирована. Все началось в середине 90-х годов, когда начал разгораться скандал вокруг услуг, которые швейцарские банкиры оказывали властям нацистской Германии. Помимо прочего тогда выяснилось, что при посредничестве швейцарцев из самой Германии и оккупированных ею стран вывозились ценности, включая шедевры искусства, конфискованные нацистами главным образом у богатых еврейских семей. Большая часть таких раритетов приобреталась заказчиками из Соединенных Штатов.

Более того, оказалось, что многие из произведений с "нацистским прошлым" висят в прославленных американских музеях. Огласку получила история с обнаруженной в музее Сиэтла картиной Анри Матисса "Одалиска" из собрания парижского антиквара Пауля Розенберга. Полотно было конфисковано нацистами, ее новым владельцем стал Герман Геринг. Вскоре рейхсмаршал, предпочитавший старых мастеров, обменял "Одалиску" на картину XVI века. После войны "Одалиска" попала в коллекцию миллионера из Сиэтла Претиса Броделя, который подарил ее родному городу.

Попытки же наследников жертв нацизма вернуть предметы искусства, оказавшиеся в американских музеях и частных коллекциях, как правило, заканчиваются ничем. Американские суды, отказывая в удовлетворении подобных исков, как правило, ссылаются на уже упомянутый срок давности, а также на то, что американские покупатели краденых шедевров были не в курсе их спорного происхождения и выступали в качестве добросовестных приобретателей.

Еврейские организации в США приложили немало усилий для розыска и возвращения законным владельцам похищенного нацистами. А в ноябре 1997 года сенат США принял закон о возмещении ущерба жертвам холокоста. Так что наследники конфискованных и вывезенных в США коллекций могут рассчитывать на компенсацию. Но необязательно в виде возвращения предметов искусства...


Автор:  Елена Петрова
Дата публикации:  2003-10-21 16:25:30
Источник:  Журнал "Итоги"

Zurück zur Liste


© 2006—2024 Entwicklung und Unterstützung: HauptInformationsverarbeitungszentrum des Ministeriums für Kultur Rußlands