Preße |
Ирина Антонова: Все из имеющихся в наших музеях перемещенных ценностей мы покажем, но никогда ничего не отдадимВ Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве открылась российско-германская археологическая выставка "Эпоха Меровингов - Европа без границ", которая в СМИ названа сенсационной. О том, как удалось ее организовать и что она из себя представляет директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова рассказала корреспонденту "ИНТЕРФАКСА" Нине Коваленко. Ирина Александровна, по чьей инициативе эта выставка организована, ведь насколько известно в Вашей выставочной программе на 2007 год Меровинги не присутствовали? По крайней мере об этом нигде не говорилось. - Нет, что Вы, мы уже около четырех лет работали над этой выставкой, работали самостоятельно. А потом возникла идея сделать эту выставку вместе с Эрмитажем, с нашим Историческим музеем московским и с немцами - с берлинским Музеем древней и ранней истории. Если инициатива исходила от Вас, значит ли это, что большая часть экспонатов предоставлена российскими музеями и прежде всего Вашим? - Наверное нет. По крайней мере, по количеству большая часть все-таки немецкая. А вот по качеству - наша (ГМИИ им. Пушкина - ИФ), действительно, лучшая. А Ваша часть представлена в основном так называемыми перемещенными ценностями (перевезены в СССР из Германии в порядке компенсаторной реституции в результате Второй мировой войны - ИФ)? - Да, практически все экспонаты, предоставленные на нынешнюю экспозицию российскими музеями, - это перемещенные ценности, вывезенные в Россию из Германии после нашей победы во Второй мировой войне в порядке компенсаторной реституции и являющиеся сегодня собственностью Российского государства. А "золото Шлимана", оно же "золото Трои" или три "золотых ящика", как эти экспонаты именуют в СМИ, тоже экспонируется? - Нет-нет. Конечно, "золото Шлимана" очень известно с точки зрения разбирательств по перемещенным ценностям, но сейчас здесь его экспонатов нет - эта выставка ведь посвящены эпохе Меровингов. То есть периоду распада Древнеримской империи и формированию на ее бывших территориях древне-средневековой цивилизации, первых европейских государств, самым первым из которых было франкское государство династии Меровингов. Эта эпоха датируется концом V - серединой VII века, и к ней древнегреческая Троя никакого отношения не имеет. И все-таки я позволю себе вернуться к трем "золотым ящикам". Ведь помимо "золота Трои", в них находилось и так называемое "золото Меровингов", которое представил на нынешнюю выставку Ваш музей? - Я не знаю, откуда взялось это выражение "золото Меровингов". В научной литературе такого понятия нет. Очевидно, это изобретение сегодняшних журналистов - по аналогии с "золотом Шлимана". Но я могу сказать: "Да, золотые вещи, представленные на выставку, наши, из нашего музея. Но мы представили в экспозицию не только золото. Там есть и другие металлы, и камень, и многие не золотые экспонаты имеют не меньшую, а иногда и большую историческую и художественную ценность, чем иные золотые изделия. Тогда такой вопрос. На открытие выставки приехал директор Музея древней и ранней истории в Берлине, экспонаты которого, как Вы уже сказали, занимают - по количеству - большую часть экспозиции. И на пресс-конференции, состоявшейся в день открытия выставки, он выразил надежду, что когда-нибудь ценности немецкого народа вернутся на родину. - Ну это его точка зрения. Ему так хочется. Я даже могу это понять, что ему так действительно хочется. А Вы как считаете? - Вы же знаете, я высказывала свою точку зрения неоднократно, в том числе и в интервью Вашему агентству. Я считаю так, как считает закон о перемещенных ценностях, принятый и действующий в Российской Федерации. А закон этот гласит, что все вещи, перемещенные из Германии на территорию нашей страны в порядке компенсаторной реституции, являются собственностью Российской Федерации и остаются на хранении в государственных российских музеях, входящих в состав Единого государственного музейного фонда РФ - вот и все. Наверняка, немцы будут еще долгие годы пытаться вернуть эти ценности себе, но, по-моему, этого никогда не случится. Им, на мой взгляд, следовало бы, ну, хоть признать какую-то ответственность - не свою лично, но хотя бы в целом Германии за то, что вообще произошло. В конце концов, если их ценности оказались у нас, то это потому, что они начали Вторую мировую войну, в том числе войну против нашей страны, и не только начали, но и как ее вели. Ведь начинать надо с этого, правда? Ирина Александровна, тогда, если отвлечься от несуществующего понятия "золото Меровингов", в чем значение этой выставки, полное официальное название которой "Эпоха Меровингов - Европа без границ"? Ведь Меровинги так далеко. И причем здесь нынешняя Европа без границ? - Меровинги, конечно, далеко. На выставке, повторюсь - древний материал V-VII веков. Но ведь это первые века, целых 250 лет перехода от античного Рима к раннему Средневековью, почти к Средневековью, когда зарождалась, складывалась карта будущей Европы. Страшно интересный период - между концом античности и в общем началом христианского, раннесредневекового, затем средневекового искусства. И тут же культура варваров. И на этих бесценных памятниках археологии, которых в общем-то у нас в России имеется совсем немного, мы видим, как шли эти культуры навстречу друг другу, как скрещивались. Мы видим через эти памятники, что где-то в ту эпоху преобладало еще варварское начало, где-то уже начало христианское, где-то мастера обращались еще к античности, пользуясь ею как источником. То есть, это было время, когда на территории нынешней Европы все бродило, все находилось в каком-то смешении. Ну, это действительно было великое переселение народов. Две культуры - римская и варварская, словно бы двигались навстречу друг другу, при этом вторая развивалась и совершенствовалась, впитывая многие достижения первой. Культура эпохи Меровингов имеет особое значение в аспекте преемственности империи. Принадлежность королей Меровингов к католической церкви помогла им объединить романское и германское население. В гражданских и церковных сферах сохранялись античные традиции, согласованные с потребностями времени. Меровинги, варвары по своему происхождению, явились основателями средневековой культуры западного образца. Вы представляете, какие глыбы истории, культуры поднимает наша, казалось бы, всего лишь археологическая выставка. И говорить при этом о каких-то "золотых ящиках" мне кажется мелким. В нашей выставке самое интересное - ее художественный и культурологический смысл. Вот это самое интересное. Для этого нужно просто идти к нам в музей и смотреть. Я сама, когда увидела все коллекции вместе - уже на выставке - была потрясена. Сколько всего экспонатов на выставке? - Согласно подготовленному нами каталогу - около 2 тысяч. Но многие экспонаты представлены не одним изделием, а комплексно. Так что, если считать по предметам, порядка 5 тысяч. Сколько из них экспонатов Вашего музея? - Немного - 230-240 предметов. А если считать с экспонатами Эрмитажа и Исторического музея - то всего из наших музеев там около 700 экспонатов. Остальные - из Германии. Сколько времени будет открыта выставка? - Два месяца, до 13 мая. И что потом? - Потом она переедет в Эрмитаж. А дальше? - После этого - по домам. Наши коллекции - в свои музеи, а те, что прибыли на выставку из Германии - в Германию. В обозримом будущем Ваши экспонаты с нынешней выставки не будут показываться за рубежом? - Ну, Вы же знаете, мы не можем их вывозить, пока нет международного признания действующего в России закона о перемещенных ценностях. Но мы будем широко показывать их здесь, у нас. Сейчас в нашем музейном комплексе им. Пушкина происходит реэкспозиция. Экспонаты из бывшего здания Музея личных коллекций переводятся в новое здание, а в старом займут место многие наши сокровища, хранящиеся пока в запасниках, в том числе там предусмотрены обширные пространства и для наших бесценных древностей. И последний вопрос. В 1996 году Вы впервые показали публике выставку "золото Шлимана". Сейчас открыли для посетителей древности Меровингов. Можно ли ожидать, что публика увидит еще какие-то уникальные ценности из Ваших запасников, о которых мы пока еще ничего не знаем? - Ну, а как же? Мы же уже об этом говорили. Мы, помните, показывали рисунки из коллекции Кёнигса, потрясающей коллекции. Мы показывали живопись. Помните, к 60-летию окончания Великой Отечественной войны мы показали потрясающую выставку "Археология войны". Там были представлены, в частности, разбитые фашистами вазы и другие бесценные произведения искусства, поступившие к нам в обломках, в обрывках и реставрированные нашими реставраторами. Со временем покажем еще что-то. Мы работаем. Но нельзя же все сразу показать. Во всяком случае, то, что мы еще не показывали, мы покажем. Но никогда не отдадим? - Нет. Дата публикации: 2007-03-16 13:35:37 Источник: Интерфакс |