Preße | ||
Местная хроникаВ 1941-1943 годах в Таганроге выходила газета «Новое время». Наряду с различной информацией о ходе военных действий, о положении в городе и информацией о распоряжениях местных (оккупационных) властей, в газете помещались данные о художественной жизни города. Таких публикаций было несколько, и они дают некоторое представление о художественной жизни Таганрога. Но прежде нужно отметить одно обстоятельство. О нем говорится в акте, составленном 1 ноября 1941 года работниками Таганрогского музея, которым руководил Базилевич: «[...] после ухода советских войск из Таганрога, в течение 17-20 октября здание музея, до получения охранного удостоверения от германской комендатуры, оставалось без официальной охраны и в него неоднократно входили путем взлома замков германские солдаты и другие посторонние лица, в результате чего, даже при предварительном осмотре помещения музея, обнаружено следующее: [...] В картинной галерее вынуты из рам, сорваны с подрамников и похищены (далее приводится список из 23 наименований картин). Шкафы с рисунками на площадке лестницы возле библиотеки вскрыты, рисунки разбросаны по полу». Акт подписали, кроме Базилевича, еще Трусов и Артамоночкина. В газете от 3 октября 1942 года № 86 появилось сообщение «К открытию городского музея», в котором сообщалось: «Гордостью таганрогского музея, открытого в 1898 году, в связи с 200-летием города, является картинная галерея. Она содержит картины и этюды многих крупных русских художников XIX и начала XX века. Хотя подбор картин и не дает возможности представить в последовательном виде развитие русской живописи, все же художественные собрания музея представляют большой интерес и имеют огромную ценность. Лучше всего в галерее представлен пейзаж. Картины Айвазовского, Судковского, Остроухова, изображающие морскую стихию, «Пруд» Поленова, «Осень» Казанцева, «Днепр» Орловского, этюды Куинджи, Шишкина, Верещагина и других вызывают восхищение посетителей. Привлекают внимание жанровые картины, особенно «Умирающий крестьянин» Богданова-Бельского, «Отец»Савицкого, «Ратник» Архипова, работы К. Маковского, Прянишникова, Соколова, Лемоха, Навозова, Маливина и др. Из картин на исторические темы обращает внимание «Иоанн Грозный и его мамка» (худ. Венинг), навеянный романом гр. Ал. К. Толстого «Князь Серебряный». Особенно выделено творчество художников-таганрожцев Д. Синоди-Попова, А. Леонтовского, В. Кубыцкого, С. Влонской и Т. Вундер. Наряду с картинной галереей имеется собрание скульптуры (работы Мартоса, барона Клодта, Лансере и др.), старинного фарфора и фаянса, японских и китайских изделий, художественной мебели. Помимо этого музей обладает коллекциями, носящими краеведческий характер. Отдельная витрина посвящена ископаемым окрестностей Таганрога. Особый интерес представляют предметы, добытые при раскопках древнегреческих поселений и курганов. Историческому прошлому города посвящен зал «Старый Таганрог». Здесь в портретах, рисунках, планах, старинных фотографиях представлена история Таганрога со времени его основания при Петре Великом до начала XX века. В тесной связи с залом находится мемориальная комната Александра I, где выставлена мебель и другие предметы, принадлежавшие императору в момент пребывания его в Таганроге в скромном дворце по Греческой улице № 40. После проведения реорганизации музей открылся для всеобщего обозрения». Еще ранее, 8 августа 1942 года газета сообщала объем работ по проведенной реорганизации музея. "В сложных условиях прифронтовой жизни, сохраняя свои коллекции, городской музей произвел реорганизацию ряда своих отделов, в частности «Старого Таганрога» и картинной галереи. Реорганизована была мемориальная комната императора Александра I, проживавшего в Таганроге вместе со своей супругой, урожденной принцессой Луизой Баденской, в конце 1825 года и умершего здесь в доме № 40 по Греческой улице 19 ноября 1825 года. Весной нынешнего года музей обогатился рядом картин, портретов, эскизов художников-таганрожцев Леонтовского (1865 1926) и С.И. Блонской, переданных музею госпожой Блонской". 11 декабря 1942 года газета сообщает, что «в фойе городского театра музыки организована выставка работ СИ. Блонской-Леонтовской. Художница получила образование в Императорской Академии художеств. Уроженка Вехнеднепровска (родилось в 1870 году), она с раннего детства живет в Таганроге, с которым тесно связано ее творчество. Центральным пунктом выставки является дипломная работа художницы „Девочки“ (1900), изображающая гимназисток в церкви на Вербную субботу. Картина эта представляет для нашего города особый интерес, так как большинство девочек написано с натуры и, следовательно, представляет ряд портретов. Из других работ Блонской назовем „Окраина Таганрога“, „Гуси“, „Маки“, „На огороде“, несколько удачных портретов и акварельных этюдов Таганрога и его окрестностей. Дополняет выставку картина другого художника-таганрожца Синоди-Попова „Письмо“, для которой в молодости позировала госпожа Еланская. Несмотря на свой почтенный возраст С.И. Блонская продолжает свою художественную деятельность и сейчас. Выставка в театре продолжится до 15 октября». В 1943 году в газете находим сообщение о пополнении коллекции городского музея: За последние недели собрания музея пополнены многими художественными произведениями. Среди них - старинный фарфор, бронза. Особенно обогатилась картинная галерея музея. Приобретено большое полотно неизвестного художника с портретом двух девочек. Писано в 1847 году в манере Брюллова. В очень хорошей копии кисти Нотбека музей приобрел картину Журавлева «Перед венцом» (оригинал находится в Третьяковской галерее). Из небольших работ отметим ряд пейзажей худ. Иванова-Лучевина, портрет г-жи Серовой, исполненный Шмаровым. Все предметы размещены в залах для обозрения!». В 1943 году также проводятся систематические выставки. Об этом свидетельствуют объявления, появляющиеся в газете: «ОТКРЫТА ВЫСТАВКА МЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ. С воскресенья, 9 мая 1943 года ежедневно, кроме понедельника, с 14 до 18 часов в городском музее открыта выставка произведений местных художников и скульпторов. Плата за вход — 2 рубля». Несколько позже появляется еще одно объявление: «ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ. В воскресенье, 6 июня, в 2 часа ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ. По средам, субботам и воскресеньям на террасе музея ДАЮТСЯ КОНЦЕРТЫ (Вход в летнее кафе музея для гражданских лиц только в сопровождении германских военнослужащих)». Чтобы составить представление о том, что представляли эти выставки, приведем публикацию из газеты за 3 августа 1943 года: «В воскресенье, 1 августа, в городском музее открылась третья по счету в этом году выставка местных художников. По инициативе таганрогского Отделения германской пропаганды к этой выставке было подготовлено много полотен с видами города и его окрестностей. Художники с радостью откликнулись на призыв Отделения пропаганды и дали свыше 200 работ. Здесь много видов моря, этюдов и набросков отдельных зданий, живописных уголков парка, дворов, улиц. Из наиболее удачных работ отмечены эскизы уже знакомого нам молодого художника Ряспянского, к сожалению поленившегося и представившего всего несколько полотен, лучшее из которых «У оврага» тут же было продано. Впервые представившему свои работы Тютюнникову особенно удаются морские виды. В его «Гавани" много воздуха и света. Прекрасное впечатление оставляют эскизы «Молодые рыбаки» и «Голова старого рыбака». Художник Иванов дал красочный натюрморт «Сирень». Из эскизов художника Орлова чудесно сделаны «Дубки» (продан в первый же день). Из работ художника Скорчилетти безусловно лучшими надо признать «Кума» и «Куму», хотя в «Куме» общее впечатление тревожит слишком яркий зеленый фон. Наиболее плодовитым оказался г. Севастьянов, представивший на выставку целый ряд эскизов, многие из которых, к сожалению, недостаточно обработаны. Больше других понравились публике «Базар» (бесспорно, лучший эскиз), «Вход на кладбище», «Никольский собор». Васильева выставила очень хороший портрет А. Гитлера. Это — лучший портрет фюрера, до сих пор в Таганроге написанный. Особенно хороши затененные глаза, живые и добрые. Маститая художница Таганрога г-жа Блонская представлена пятью этюдами головок местных гимназисток (эскизы к известной всем нам картине художницы «Вербное воскресенье»). Объем нашей статьи не позволяет нам остановиться подробнее на всех выставленных работах. Скажем лишь, что выставка вполне удалась и отметим «что в таком объеме город знакомится со своими художниками впервые. В первый же день выставку посетили более тысячи человек. На террасе музея германский военный оркестр с 4-х часов дал большой концерт, доставивший посетителям не меньшее наслаждение, чем осмотр выставки и сокровищ музея». Однако, несмотря на кажущуюся активность проводимой культурной работы, из Художественного музея в этот же период систематически (по разным причинам) исчезают картины. Вот как описывает это газета «Молот»: «Захватив Таганрог, немецкие оккупанты приступили к планомерному ограблению всех культурных учреждений города. Шайки гитлеровцев ворвались и в краеведческий музей. Шеф музея, заведующий Отделом пропаганды немецкой армии зондерфюрер Леберт лично руководил ограблением музея, уничтожением и вывозом ценнейших экспонатов в Германию. Буквально каждый день в музее появлялись немецкие офицеры, которые выбирали все, что им нравилось.Шеф гестапо обер-лейтенант Краузе с особой щедростью раздавал своим собутыльникам музейную мебель, фарфоровые изделия, образцы древнего оружия. Одному из гестаповцев он подарил два редкой ювелирной работы китайских кувшина. На протест смотрителя музея эсесовец цинично заявил: «Русским свиньям нужны палки, а не культура». Каждый гитлеровец имел право безнаказанно уничтожать, разбивать, предавать огню богатства музея. Сотрудники музея, которые пытались сохранить народное достояние, дорого поплатились за это. Научный сотрудник музея профессор В. М. Базилевич расстрелян гестаповцами за попытки скрыть некоторые экспонаты. Гитлеровские бандиты увезли в Германию 8 исключительно редких и ценных полотен. Среди них оригиналы «Буря в море» Айвазовского, «Сосновый бор», «Березовая роща» Шишкина, старый портрет Петра I работы неизвестного художника, «Умирающий крестьянин» Богданова-Бельского и другие. Десятилетиями хранились в музее древние серебряные и медные монеты, старинное оружие. Все это также украдено немецкими офицерами. Задолго до своего бегства в музей приехала группа немецких офицеров. Они как хозяева расхаживали по залам и, выбрав наиболее понравившиеся им картины, приказывали отправлять их к себе на квартиры. Так были вывезены и исчезли картины «Голова мальчика» и «Боярыня» работы Маковского, «Ратник» Архипова, «Прибой* Судковско-го, „Крестьянские девочки“ Прянишникова и другие. Так немцы разграбили музей краеведения». В Таганрогском архиве хранятся документы, содержащие опись пропавших в 1941-1943 годах картин из музея. Ниже приводятся опись и акт, подписанные работниками музея. ОПИСЬ КАРТИН, ВЗЯТЫХ ИЗ МУЗЕЯ ЗА ВРЕМЯ НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ
ПРИМЕЧАНИЕ: Указанные в третьей колонке («Кем взята») фамилии приведены предположительно из-за неразборчивого текста подлинника. Опись никем не подписана. По-видимому, она составлена на основании каких-то первичных документов, хранившихся в делах архива на момент составления. Один из таких документов публикуется ниже.
АКТ
Подлинник хранится в ТФ ГАРО. Фонд 343, опись 1, дело в, с. 51-52 об.
В.М. Базилевич. Из фондов музея-заповедника, ф. 7-09 Г. Таганрог, 1 ноября 1941 года. Мы, нижеподписавшиеся, б. сотрудники Таганрогского музея краеведения, составили настоящий акт в том, что после ухода советских войск из Таганрога, в течение 17-2? октября здание музея, до получения охранного удостоверения, от германской комендатуры, оставалось без официальной охраны и в него неоднократно входили путем взлома замков германские солдаты и другие посторонние музею лица, в результате чего, даже при предварительном осмотре помещения музея обнаружено следующее:
Фрагменты акта, составленного работниками музея в дни оккупации г. Таганрога в 1941 году Помимо того сорваны с подрамников и повреждены:
Шкафы с рисунками на площадке лестницы возле библиотеки вскрыты, рисунки разбросаны по полу. Помещение библиотеки вскрыто — ряд книг разбросан по полу.
Несколько витрин со старинным стеклом и фарфором вскрыты. Из них похищено 15-20 предметов (маленький фарфоровый бюст Наполеона, фарфоровые чашки, стеклянная посуда, иконка резная на перламутре и др.). В отделе китайских вещей взломаны все витрины и похищен ряд мелких предметов, главным образом, резных из кости, а также рисунков и вышивок со стен. Витрины с оружием вскрыты. Из них, а также со щитов, похищены экспонаты — старинное ружье № 10, старинный нож № 30, равно как № 34, 36, 38, 39, 53, 55, 63, 64. Выставка изделий ширпотреба в большом зале почти целиком расхищена — остались только немногие отдельные экспонаты (куклы, кровати, образцы обуви и т.п.). Настоящий акт является предварительным, будет уточнен после приведения в порядок имущества музея. Автор: А.И. Николаенко Дата публикации: 2007-05-30 11:10:02 Источник: Историко-литературный альманах "Вехи Таганрога" |